Мировое супер ралли париж-дакар. История дакара Французские машины для париж дакар


    40-я редакция ралли-марафона «Дакар» 2018 года не будет закольцованным маршрутом, как прежде: гонка стартует 6 января на юго-западе, в столице Перу - Лиме, а завершится 20января в самом сердце Аргентины, в Мекке авто- мотоспорта - Кордобе. За 14 дней гонки пилоты мотоциклов и квадроциклов преодолеют 8276 км, экипажи джипов - 8793, а грузовиков - 8710 км.
    

МОТОГОНКИ.РУ, 27 ноября 2017 - Путь по Перу будет длиннее прежнего, что вновь вносит в гонку элемент неожиданности и превращает участников ралли в исследователей, которые первыми в истории пройдут этот путь. Спортивный директор «Дакара» Марк Кома обещает: «Участники гонки встретят на своем пути самые разные ландшафты, типы покрытия и вызовы, что полностью отвечает духу Дакара. Боливийская часть маршрута будет наиболее требовательна к физической форме и испытает наших искателей приключений по-максимуму. Но все же, решающим для схватки за победу станет Аргентина. Мы считаем, что самым трудным во всех смыслах станет супер-марафонский этап во Фьямбале. Это то самое место, где каждому предстоит выбрать свой собственный путь и отбиться от толпы, если он надеется на триумф в Кордобе».

Как и раньше, для гонщиков разных классов предлагаются немного различные маршруты, как по длине, так и по выбранным организаторами путям. В некоторых случаях, автомобили будут стартовать раньше мотоциклистов. Но в большинстве, наоборот. Вы приводим легенду для классов BIKE/QUAD. Объединенную таблицу маршрута для всех классов можно найти в конце статьи.


Суббота, 6 января - Lima - Pisco: 272 км (СУ1: 31 км)

Песок на аперитив! Гонка сразу стартует в условиях небольших песчаных дюн, никаких прелюдий и вступлений. Потребуется немало умений, чтобы благополучно спуститься к береговой линии. Экспертам это понравится, а начинающим задаст нужный темп, а также "поставит руку", потому что в будущем песка будет намного больше.


Воскресенье, 7 января - Pisco - Pisco: 278 км (СУ2: 267 км)

Петля около Писко - это испытание на внимательность и ориентирование. Особенно трудно придется штурманам экипажей, поскольку на высокой скорости человек у руля полностью сконцентрирован на... руле, поэтому напарник будет думать за двоих. На этом этапе практически не будет лиассона - это на 90% СУ. Причем, джипы в этот раз стартуют первыми, и у них не будет путеводных ниточек в виде свежих следов от недавно проехавших мотоциклов. Грузовикам здесь будет проще всего - они идут по накатанным дорожкам, но лишь первые 40 км: затем начинаются дюны, где каждый сам за себя.


Понедельник, 8 января - Pisco - San Juan de Marcona: 501 км (СУ3: 295 км)

Уникальный этап, который подзадорит ветеранов «Дакара», влюбленных в соляные озера и виды. Здесь гонщикам предстоит пересечь большую долину, образованную пересыхающим на сезон озером, но зимой оно возвращается. Затем, предстоит подъем в горы и пересечение каньона, за которым последует 50-километровый крюк - там пути мотоциклов и квадроциклов разойдутся с маршрутом машин. Новички, справившиеся с первыми двумя испытаниями, поймут, что то был лишь «прогрев».


Вторник, 9 января - San Juan de Marcona - San Juan de Marcona: 444 км (СУ4: 330 км)

Первый массовый старт в этом ралли! И он состоится на берегу океана. Мотоциклисты будут отправляться на этап группами по 15 человек, выстроившись в линию. После, им предстоит углубиться в дюны на 100 км. Это будут настоящие дюны, как в Сахаре, самой разной величины и высоты.


Среда, 10 января - San Juan de Marcona - Arequipa: 770 км (СУ5: 264 км)

Машины и мотоциклы едут порознь. Первый длинный этап, хотя и не самый длинный СУ. Караван входит в регион Танака, где высокогорные дюны и чудесные пляжи соседствуют друг с другом. Чтобы вовремя финишировать, стартовать мотоциклам придется на рассвете. Ожидается, что на этом участке может быть большой процент отсева из-за опоздавших и потерявшихся, особенно, среди новобранцев.


Четверг, 11 января - Arequipa - La Paz: 758 км (СУ6: 313 км)

Пять дней «Дакар» путешествовал по Перу, а на шестой прибудет в Боливию, страну озер и прекрасных видов. После КП2 перед мотоциклистами предстанет великое озеро Титикака, сердце боливийского Альтиплано (высокогорных равнин): гонка переместится на высоту более 2500 м над уровнем моря. Вечером всех ждет гостеприимный бивуак и полноценный сон - впереди день отдыха!


Пятница, 12 января - День отдыха в Ла-Пасе

Суббота, 13 января - La Paz - Uyuni: 726 км (СУ7: 425 км)

Дневные перегоны становятся все больше. После пересечения границы, экипажам предстоит обновить роадбуки и навигацию. Дюны остались за спиной. Впереди - грандиозные солончаки Solinas Grandes. В бивуаке своих пилотов будут поджидать технические бригады: ночь перед следующим днем - важнейшая, ибо им предстоит подготовить технику к первому марафонскому этапу.


Воскресенье, 14 января - Uyuni - Tupiza: 584 км (СУ8: 498 км)

После небольшого пробега по дорогам, караван ждет самый длинный спец.участок ралли Дакар-2018 - и первый марафон, в ходе которого запрещено пользоваться услугами техничек. За два дня гонка пересечет Альтиплано, а значит, что относительно равнинные участки сменятся реальными горами и дюнами, которые выросли выше 3500 м. Серьезное испытание для физических и морально-волевых качеств спортсменов. По итогам СУ8 определится короткий список потенциальных призеров гонки. Традиционно, после первого марафонского этапа отсеиваются до 20% гонщиков.


Понедельник, 15 января - Tupiza - Salta: 754 км (СУ9: 242 км)

Теперь борьба за победу входит в решающую стадию. Гонка близка к Аргентине, остается всего несколько дней. Путь в сторону Сальты - это скоростные грунтовки и гравий. В переплетении дорожек можно запутаться, но кто угадает с направлением, выиграет много времени. Здесь потребуется уверенность в себе и отсутствие ошибок.


Вторник, 16 января - Salta - Belén: 795 км (СУ10: 372 км)

Один из самых хорошо изученных регионов с точки зрения «Дакара»: здесь гонка проходила каждый раз с 2009 года. Но это никак не поможет при ориентировании в дюнах и на песчаных плато! Особенностью СУ10 станет возможность встретиться со своей техничкой и воспользоваться ее услугами. Но... время тикает. Этот этап - еще одно испытание на ориентирование и навигационные навыки. Множество рек будут вставать на пути. Иногда их следует пересечь, а иногда нет.


Среда, 17 января - Belén - Chilecito: 484 км (СУ11: 280 км)

Если погода будет стоять достаточно жаркая и сухая, пески на пути к Чилесито станут самым крутым испытанием для байкеров и квадроциклистов с начала гонки. Здесь спортсмены с хорошей физической подготовкой получат существенное преимущество. Гонка стартует в порядке, определенном по итогам СУ10, но вперемешку - мотоциклы, багги, грузовики, джипы, квадрики - кто каким финишировал в TOP-25. После финиша в Чилесито, бивуаки мотоциклистов и автогонщиков разделятся: на следующее утро байкеров ждет старт второго марафонского этапа.


Четверг, 18 января - Chilecito - San Juan: 722 км (СУ12: 375 км)

Этап на выносливость по каменным долинам и каньонам с тысячами поворотов. Пользоваться услугами технических команд - снова нельзя. Наехать на валун, притаившийся в пыли, порвать покрышку или погнуть колесный диск - значит покинуть гонку.

сайт продолжает цикл материалов, посвященных 40-летнему юбилею «Дакара». В предыдущем выпуске мы познакомились с самыми титулованными гонщиками главного ралли-рейда планеты, а теперь пришло время узнать про самые успешные команды…

MINI

Британский автопроизводитель делит одну строчку с такими марками, как Citroen и Volkswagen, по количеству побед. Все три компании четырежды выигрывали на «Дакаре» в категории внедорожников. Но если VW и «Двойные Шевроны» побеждали по три раза кряду, то победная серия MINI получилась чуть более долгой, да и процент выигранных «Дакаров» у них выше.

Дебютировав при сотрудничестве с немецким гоночным коллективом X-Raid в 2011-м, уже на следующий год MINI отпраздновала первый успех вместе с легендарным Стефаном Петеранселем. Определенно, свою роль в этом сыграл уход Volkswagen, выигравшей все три первых «Дакара» в Южной Америке. Но надо отдать должное: внедорожник MINI ALL4 Racing, основанный на модели MINI John Cooper Works Countryman, оказался очень быстр, эффективен и надежен. Все пять машин не просто добрались до финиша, но и оказались в топ-10.

В 2013-м Петерансель смог повторить свой успех и вновь поднялся на вершину подиума, тогда как российский гонщик Леонид Новицкий и Нани Рома финишировали на третьем и четвертом местах.

Но самым успешным для MINI стал «Дакар-2014». На старт в аргентинском Росарио вышли 11 автомобилей ALL4 Racing и через 14 дней все они благополучно прибыли на финиш в чилийский Вальпараисо, в том числе семь машин были в первой десятке. Преимущество X-Raid было настолько подавляющим, что они позволили себе поиграть с командной тактикой, запутав в конце концов гонщиков и болельщиков. Нани Рому всячески тянули к победе, но даже когда Петерансель специально замедлялся, выйти вперед победителю гонки 2004 года не удавалось. Лишь полная преднамеренная остановка француза в предпоследний день позволила испанцу возглавить общий зачет и остаться впереди до финиша.

Четвертую и на данный момент последнюю викторию на «Дакаре» MINI одержала уже в 2015-м вместе с катарцем Нассером Аль-Аттией. Петерансель присоединился к новому проекту Peugeot, что было ничуть неудивительно после всех событий в предыдущей гонке, и уже на следующий год положил конец доминированию своей бывшей команды.

MINI на двух последних «Дакарах» не смогла составить конкуренцию «Французским львам» и в 2018-м в надежде бросить вызов вместе с обновленным в прошлом году автомобилем Mini John Cooper Works Rally выставит три багги . Так что к юбилейному 40-му ралли-рейду X-Raid подойдет во всеоружии.

Peugeot

История выступлений Peugeot на «Дакаре» насчитывает меньше десяти лет и сейчас к концу подходит второй четырехлетний период, после которого «Французские львы» второй раз после 1990 года уйдут из главного ралли-рейда. Но какая это история!

Переключившись после закрытия Группы B c WRC на «Дакар», Peugeot под руководством Жана Тодта сходу и вопреки всему одержала победу. На самом старте – коротком прологе – главная надежда команды Ари Ватанен разбил свою машину 205 Turbo 16 и откатился в общем зачете на 274 место. Но финн не сдался, наверстал упущенное время и первым прибыл к финишу у Розового озера через 13 000 километров.
Ватанен имел все шансы отстоять звание действующего победителя в 1988 году и лидировал на протяжении 2/3 дистанции, а затем, после 13-го из 19-ти этапов, произошло непредвиденное. Нет, он не попал в аварию, его не подвела обидная техническая поломка. Во время ночевки в столице Мали Бамако его автомобиль Peugeot 405 T16 украли! Машина была найдена, но слишком поздно и после серии протестов со стороны соперников Ватанен был вынужден сняться с дистанции. Не все поверили тогда в версию с угоном, споры остаются и сейчас. Бытует версия, будто не было никакого угона, а Peugeot провернула этот трюк с машиной, чтобы починить неисправный двигатель, на ремонт которого не хватало отведенного лимита времени. Но победа все равно досталась Peugeot – выиграл другой финский чемпион WRC Юха Канкунен.

Ари отыгрался на двух следующих «Дакарах», но сказать, что эти победы дались ему легко – не сказать ничего. В 1989-м финн так отчаянно боролся с напарником Жаки Иксом, что в Peugeot решили определить победителя элементарным бросанием монетки и избежать драматичного исхода этой дуэли. Как сами понимаете, удача оказалась на стороне Ватанена, в том числе и по ходу дальнейшей части дистанции, когда он дважды перевернулся. Несмотря на все проблемы – сломавшийся компас у штурмана и дыру в кузове после столкновения с деревом – финн также выиграл «Дакар-1990» и принес Peugeot четвертую победу из четырех возможных. На этой высокой ноте французский автопроизводитель ушел из знаменитого ралли-рейда и вернулся только спустя 25 лет, когда гонка уже переехала в Южную Америку.

Триумфального возвращения в 2015-м не получилась. Машина 2008 DKR16 получилась сырой, и лучший представитель Peugeot Стефан Петерансель оказался только на 11-м месте, тогда как пятикратный победитель в категории мотоциклов Сирил Депре свой дебютный «Дакар» за рулем внедорожника закончил лишь на 34-й позиции, а Карлос Сайнс сошел после переворота. Для «Французских львов» это поражение оказалось первым и пока единственным. Серьезно поработав над ошибками, компания представила новую модель 2008 DKR, за рулем которой Петерансель в следующие два года добавил еще две победы в свой актив, легенда WRC Себастьен Лёб посражался за победу в обоих изданиях ралли-рейда, а Депре поднялся на подиум в 2017-м.

Предстоящий «Дакар» станет последним для Peugeot. Снова, как и 25 лет, по окончании четырехлетнего отрезка французская марка уходит. В концерне PSA Group, увы, приняли решение перераспределить ресурсы и сосредоточиться на ралли-кроссе.

Выиграть на прощание и одержать девятую из десяти побед будет делом чести для Peugeot.

KTM

Насколько важна роль команды, когда все 10 тысяч километров изнурительной и сложной гонки участник преодолевает на мотоцикле, без помощи штурмана и почти в полном одиночестве на трассе, не считая поддержки «водовоза» и соперников в виде ориентиров? Достаточно взглянуть на историю KTM, чтобы найти ответ на этот вопрос. Австрийский мотопроизводитель участвует на «Дакаре» с 1994 года и за эти 23 года одержал 16 побед, причем подряд.

C 2001-го и по сей день KTM непобедима, а два года подряд – в 2002-м и 2003-м – выиграла все спецучастки. Как бы ни пытались Honda, Sherco, Husqvarna или любая другая марка, но такой численностью, надежностью техники и мастерством райдеров они похвастать не могут. Несколько лет назад, когда карьеру в мотоклассе завершили Марк Кома и Сирил Депре, выигравшие на двоих десять «Дакаров» подряд, казалось, что наконец-то победная серия KTM прервется. Но нет. Как и в «КАМАЗ-Мастер» пришла хорошо подготовленная и талантливая молодежь: австралиец Тоби Прайс выиграл в 2016-м, а британец Сэм Сандерленд – в 2017-м.

Сумеет ли KTM одержать рекордную 17-ю победу подряд?

Mitsubishi

За всю историю «Дакара» лишь одному производителю удавалось выигрывать в категории внедорожников больше десяти раз и у никого больше – ни у Citroen, Volkswagen, MINI и даже у Peugeot – нет такой долгой и успешной серии как у Mitsubishi. На протяжении 25 лет японская компания со своим флагманским автомобилем Pajero, получившем прозвище «Король пустыни», задавала жару соперникам, выиграв 12 раз.

Первый успех пришел на третьем для Mitsubishi «Дакаре» в 1985-м, когда первый и единственный раз за всю карьеру выиграл француз Патрик Занироли.

Следующего триумфа японцам пришлось ждать целых семь лет. Уж слишком сильна была Peugeot во второй половине 80-х, да и соперники из Porsche и Citroen не упустили своего шанса. Но ожидание того стоило.

В гонке 1992 года три экипажа во главе с Юбером Ориолем прибыли на финиш у Розового озера на трех первых местах. Еще один триумф пришелся на следующий год – выиграл Бруно Саби.

Настоящий разгром конкурентам Mitsubishi устроила в 1997-м. В первой десятке финишировали шесть машин Pajero, заняв четыре первых места под предводительством к Кенджиро Шинозуке, ставшим первым японским гонщиком, которому покорился «Дакар».

В 1998-м квартету Mitsubishi снова не оказалось равных. Шутка ли – финишировавший пятым Жан-Луи Шлессер на багги имени себя уступил восемь часов победителю Жану-Пьеру Фонтани, около двух часов ставшему вторым Шинозуке и обладателю третьего места Саби. Даже ближайшему конкуренту Хироши Масуоке француз проиграл почти два часа.

Впрочем, это было лишь предвестником доминирования, какого категория внедорожников не видела ни до, ни после.

На протяжении семи лет подряд – с 2001 по 2007 год – «Король пустыни» неизменно финишировал первым, в том числе под управлением немецкой гонщицы Юты Кляйншмидт, с победы с которой, собственно, началась эта серия.

Главного успеха на «Дакаре» Mitsubishi добилась в 2002 году, заняв первые восемь(!) мест по итогам гонки.

В 2008 году ралли-рейд был отменен в самый последний момент, а когда гонка перебралась в Южную Америку, японский концерн заменил Pajero на Lancer. Новая машина оказалось сырой, и из четырех экипажей до финиша добрался только один и только на десятом месте. Затем через несколько недель Mitsubishi объявила о том, что сворачивает свою программу в ралли-рейде. Как Honda и Toyota в Ф1, Subaru в WRC, Suzuki и Kawasaki в MotoGP, на фоне мирового кризиса 12-кратному победителю «Дакара» пришлось перераспределить ресурсы.

Несколько лет назад в 2015 году во время визита в Москву Хироши Масуока, продолжающий работать в Mitsubishi Motors, допустил возможность возвращения «Трех бриллиантов» на «Дакар», но дальше разговоров пока не зашло…

КАМАЗ-Мастер

История «Дакара» немыслима без «КАМАЗ-Мастер». За почти 28 лет выступлений «Синяя Армада» стала символом зачета грузовиков главного ралли-рейда планеты. До эпохи российской команды, дебютировавшей в 1990-м, категория тяжеловесов не знала такой грозной силы. Mercedes (пять побед 1982-1986, Tatra (1988, 1994, 1995, 1998, 1999, 2001) и малоизвестная итальянская компания Perlini (1990-1993) доминировали в свое время, но столь богатой и длинной историей успеха похвастать не могут. В этом плане с «КАМАЗ» может потягаться разве что только с KTM из класса мотоциклов.

Спустя два года после основания в 1988-м команда из Набережных Челнов дебютировала на «Дакаре», а в уже в 1991-м заняла два места на подиуме с Владимиром Гольцевым и эстонцем Йоэлем Таммеки, уступив только французу Жаку Юсса на Perlini. При этом до финиша добрались все пять «КАМАЗов», что больше никому не удалось в категории грузовиков в том году.

Первая победа пришла в 1996-м, когда за несколько десятков метров до финиша Виктор Московских на крутом песчаном повороте обогнал на тот момент трехкратного триумфатора «Дакара», чеха Карела Лопрайса на Tatra и таким образом поставил точку в споре за первое место. Но доминирование «Синей Армады» началось несколько годами позже, когда некогда бывший механик Владимир Чагин в противостоянии с тем же Лопрайсом выиграл гонку «Дакар-2000», а спустя два года начал серию из побед, которая продлилась до 2005 года, когда инициативу перехватил второй гонщик «КАМАЗ-Мастер» Фирдаус Кабиров.

Так они и менялись между собой на вершине подиума вплоть до завершения гоночной карьеры в 2011-м, выиграв на двоих восемь из девяти «Дакаров» с 2002-го (отмененный ралли-рейд в 2008-м не в счет).

За это время не покорилась гонщикам «КАМАЗа» только гонка в 2007-м, но так сложились обстоятельства – на пятом этапе лидировавший Чагин попал в тяжелую аварию, налетев в пыли на скорости 100-110км/час на трехметровую кучу камней и перевернувшись несколько раз. Обошлось без трагических последствий, но даже сейчас, когда смотришь на фотографии того, что осталось от грузовика, замирает сердце.

Чагин получил сотрясение мозга, штурман Семен Якубов сломал руку, а механик Сергей Савостин получил компрессионный перелом позвонка. Эвакуацией разбитой машин занялся экипаж Кабирова, Сергей Решетников также не бросил товарищей и потерял полтора часа, остановившись на месте аварии. На трассе осталась только «быстрая техничка» Ильгизара Мардеева, который не мог побороться за победу, но вторым финишировал.

Второе поражение пришлось на 2012 год, когда «КАМАЗ-Мастер» полностью сменила состав, и груз ответственности лег на плечи молодого поколения гонщиков. Переходный «Дакар» получился тяжелым – впервые за 11 лет на подиуме не оказалось ни одного гонщика из Набережных Челнов. Но уже в следующем году «КАМАЗ» вернулся на свои законные позиции и начал новую победную серию: в 2013-м выиграл Эдуард Николаев, в 2014-м – Андрей Каргинов, а в 2015-м –Айрат Мардеев. Причем, в 2015-м гонщики «КАМАЗ-Мастер» оккупировали весь подиум.

В 2016-м вроде бы ничего не предвещало провала, но всем экипажам «КАМАЗа» катастрофически не хватало стабильности и скорости. В результате уверенную победу голландец Жерар де Рой за Iveсo, а финишировавший вторым Мардеев стал единственным представителем «Синей Армады» в первой пятерке.

«Ничего, в следующем году будем злее, вернем своё», – сказал тогда Айрат и оказался прав.

Сам Мардеев-младший из-за проблем в песках и потерянных двух часов не смог отыграться, но Николаев и Сотников принесли «КАМАЗ-Мастер» победный дубль.

Таким образом, за 21 год российская команда одержала 14 побед на «Дакаре», 12 из них с 2002 года. Впечатляющая статистика.

В следующем году «КАМАЗ-Мастер» отмечает 30 лет со дня основания. Было бы красиво одержать 15 викторию в такой юбилей. С одной стороны, должно быть проще, чем в прошлые годы, учитывая, что Жерар де Рой и его команда предпочли отправиться на «Африка Эко Рейс». Но списывать со счетов таких соперников, как Renault, Tatra, «МАЗ» и других гонщиков на машинах Iveco не стоит.

«Дакар» – сложная и непредсказуемая гонка, и ни одна из 14 побед не давалась «КАМАЗу» легко…

Следите за новостями самой знаменитой гонки планеты в на нашем сайте.

Ралли Париж – Дакар является хорошим примером своевременной успешной идеи. Француз Тьерри Сабин был одним из лучших гонщиков 1970-х. Обстоятельства его жизни сложились так, что в определенный момент он сумел запустить маятник, который не останавливается уже четвертое десятилетие.

Прагматичное начало

В 1970-х гг. европейцы, которым нечем было заняться у себя дома, во всю гоняют по северной части африканского континента на двух- и четырехколесных аппаратах. Об этих небольших заездах было известны узкому кругу любителей. Но уже тогда существовали призовые места. Спонсоры обеспечивали финансовую поддержку, а администраторы занимались решением организационных вопросов.

Официальная история Дакара преподносит зарождающиеся гонки как исключительно державшиеся на энтузиазме гонщиков. Это не совсем так: энтузиазма было много, но коммерческая составляющая присутствовала и тогда.

Тьерри Сабин был одним из тех «энтузиастов», который гонял по пескам и камням Африки на мотоцикле. Ему было 28 лет. Участвуя в одном из ралли в 1977 г., он заблудился в африканской пустыне Тенере, простирающейся по территориям Нигера, Ливии и Чада.

История умалчивает, каким чудом он спасся. Известно лишь, что местные кочевники оказали ему помощь. Сам факт возвращения из африканской пустыни был экстраординарным: Сабин стал известной, как сейчас бы сказали, медиафигурой. Он получает прозвище «спасшийся из песков». На фоне героического ареола Сабина в сообществе гонщиков, их спонсоров и администраторов вырисовывается перспектива организации масштабного заезда, который по всем расчетам мог бы привлечь внимание большого количества людей.

Расчет оказался абсолютно правильным. К концу 1978 г. подготовлен маршрут с расписанием ежедневных заданий, заявлены участники, а Тьерри Сабин как «настоящий пионер» («true pioneer») начинает придумывать увлекательные лозунги. Наиболее удачный используется и сегодня: «Поединок для участников. Мечта для зрителей».

Сложности с названием

На каком основании дакаровская гонка была названа «ралли» — не совсем понятно. Значение слова «ралли» — гонка по трассе, которая может проходить и на коротких дистанциях, и на продолжительных расстояниях между городами и странами. Однако наличие автомобильной дороги общего назначения, любой, необязательно асфальтированной, является отличительным элементом такого вида гонки. Напротив, Париж-Дакар – это езда по бездорожью на выносливость (человеческую и транспортного средства). Чтобы устранить терминологическую путаницу, придумали название «ралли-рейд» («rally raid» — «ралли-набег»), которое стало обозначать гонку по бездорожью. Но сложный термин не прижился: до сих пор употребляют просто «ралли», хотя это и неверно.

Из Парижа гонка стартовала первые 6 лет. С 1985 г. место начала ралли периодически менялось. Различные районы Франции, испанские города и даже португальский Лиссабон становились местом старта. В связи с этим присутствие Парижа в названии стало неактуальным. Оставили простое «ралли Дакар».

Африка – континент неспокойный. Низкий уровень жизни, политическая нестабильность, терроризм – эти факторы преследовали ралли на протяжении всего африканского этапа. Организаторы Дакара смогли провести гонку по начальному маршруту 2 раза: в 1979 г. и в 1980 г. Гонщики после высадки на африканский континент следовали через Алжир, Мали, Нигер и далее на восток через небольшие африканские страны до синегальского Дакара.

Но уже в третьем заезде, в 1981 г., из соображений безопасности маршрут начинают менять: гонка проходит, минуя ту или иную страну. В 1984 г. маршрут проложили со значительным отклонением на юг, с заездом в Кот-д’Ивуар. Сложная ситуация в Алжире привела тому, что с 1989 г. высадка на африканском континенте попеременно осуществлялась в Тунисе, Ливии и Марокко.

Несмотря на небольшие изменения в маршрутах, общее направление движения в течение 12 лет лежало с северного побережья Африки на юг, в центр континента, и затем – на западное атлантическое побережье. 1992 год стал революционным. Организаторы отказались от крюка с севера на запад и решили провести первую в мире трансафриканскую гонку. Участники ралли проехали континент с севера на юг – от Ливии до ЮАР. Маршрут, естественно, максимально выпрямили, но все равно вышло длинно – более 12 тыс. км.

Из соображений безопасности с 1994 г. кататься по центральной Африке перестают. Аккуратно прокладывают путь по западному побережью с заездом в относительно спокойные Мавританию и Мали.

Выделяются маршруты 2000 и 2003 г. Первый – снова стал трансафриканским, только на этот раз – с запада на восток. Гонщики проехали от Дакара до Каира. В 2003 г. пунктом назначения стал Шарм-эль-Шейх.

Африканская история закончилась в 2008 г., когда за несколько дней до начала гонок МИД Франции официально предупредил организаторов, что их проведение по предполагаемому маршруту несет в себе потенциальную угрозу безопасности не только участникам, но и нескольким тысячам зрителей. Террористы предполагали провести атаку в Мавритании, по которой проходила большая часть пути. Времени на проработку нового маршрута не было: заезд был отменен.

Американские маршруты

С 2009 г. ралли Дакар кардинально меняет свое место дислокации. Из находящейся неподалеку от европейского берега Африки оно перемещается через Атлантический океан в Южную Америку. Здесь не стреляют, не захватывают заложников и не взрывают отели. Организационно мероприятие от переезда только выиграло. Европейским болельщикам стало дороже и дольше добираться.

Так как по тропическим джунглям особо не поездишь, для гонок были выбраны менее жаркие и более проходимые Аргентина, Чили, Перу и немного Боливии. Сегодня южноамериканский Дакар – хорошо организованное безопасное соревнование. Однако сумасшедшие маршруты по 15 тыс. км. остались в далеких 1980-х гг.

Таблица 1. Маршруты, протяженность и количество участников в ралли 1979-2016 гг.

Маршрут

Длина маршрута

Количество участвовавших транспортных средств

Общая, км.

Из них спецучастки, %

На старте, шт.

Из них дошли до финиша, %

1979 Париж – Алжир – Дакар 10 000 32 182 41
1980 10 000 41 216 38
1981 6 263 54 291 31
1982 10 000 60 385 33
1983 12 000 43 385 32
1984 12 000 49 427 35
1985 Версаль — Алжир – Дакар 14 000 53 552 26
1986 15 000 52 486 21
1987 13 000 64 539 23
1988 12 874 51 603 25
1989 Париж – Тунис – Дакар 10 831 61 473 44
1990 Париж – Ливия – Дакар 11 420 75 465 29
1991 9 186 63 406 43
1992 Париж – Ливия – Кейп Таун (трансафриканский) 12 427 50 332 51
1993 Париж – Марокко – Дакар 8 877 50 153 44
1994 Париж – Испания – Марокко – Дакар – Париж 13 379 33 259 44
1995 Гранада (Испания) – Марокко – Дакар 10 109 57 205 50
1996 7 579 82 295 41
1997 Дакар – Нигер – Дакар 8 049 81 280 50
1998 10 593 49 349 30
1999 Гранада – Марокко – Дакар 9 393 60 297 37
2000 Дакар – Каир 7 863 64 401 56
2001 Париж – Испания – Марокко – Дакар 10 219 60 358 39
2002 Аррас (Франция) – Испания – Марокко – Дакар 9 436 69 425 31
2003 Марсель – Испания – Тунис – Шарм-эль-Шейх 8 552 61 490 38
2004 Провинция Овернь (Франция) – Испания – Марокко – Дакар 9 507 49 595 27
2005 Барселона – Марокко – Дакар 9 039 60 688 31
2006 Лиссабон – Испания – Марокко – Дакар 9 043 53 475 41
2007 7 915 54 511 59
2008 Отменен из соображений безопасности
2009 9 574 50 501 54
2010 9 030 53 362 52
2011 9 605 52 407 50
2012 Мар Дел Плата (Аргентина) – Чили – Лима (Перу) 8 393 50 443 56
2013 Лима – Аргентина – Сантьяго (Чили) 8 574 48 449 67
2014 Росарио (Аргентина) – Боливия – Вальпарасо (Чили) 9 374 56 431 47
2015 Буэнос-Айрес – Чили – Буэнос-Айрес 9 295 51 406 51
2016 Буэнос-Айрес – Боливия – Росарио 9 075 53 354 60
СРЕДНЕЕ: 10 040 55 402 41

Как проходят гонки Дакар

Это – самые свободные гонки в мире. Участвовать может, кто угодно, на каком угодно транспортном средстве, начиная от мотоцикла и заканчивая грузовиком. Несмотря на то, что автомобильные корпорации в полной мере используют ралли как рекламную площадку, организаторы всегда приветствовали желающих поучаствовать «с улицы». Любительский дух Дакара жив до сих пор. Любой человек может подать заявку на участие. Но таких «чудаков» с каждым годом становится все меньше. Возможно, люди стали прагматичнее. Возможно, время Дакара проходит.

Правила дакаровской гонки минимальны:

  • Все участники заезда должны строго следовать заданному маршруту и выполнять ежедневные задания.
  • Средняя длина трассы – 10 тыс. км. Около половины из них занимают так называемые «спецучастки»: пески, грязь, травяные грунты, горные породы.
  • Вся трасса разбивается на ежедневные непрерывные этапы. Протяженность каждого – до 900 км.
  • Как правило, один день посредине ралли – это «rest day» — гонки не проводятся.
  • Маршруты для мотоциклов, автомобилей, грузовиков и квадроциклов – различны по сложности и протяженности. Победитель устанавливается в каждом виде транспорта.
  • Южноамериканский заезд длится 15 дней (африканские были по 22 дня);
  • Месяц проведения – январь.

Победители Дакара

За уже почти сорок лет в дакаровской гонке сложились некоторые тенденции, свойственные спортивным соревнованиям. В частности, участники и команды, представляющие ту или иную страну, специализируются на определенных транспортных средствах. Соответственно, в каждом из четырех видов гонки есть лидеры, побеждающие чаще всего. Например:

  • российские команды обычно лучшие в заездах на грузовиках (конечно, на КАМАЗах);
  • французы традиционно лидируют на мотоциклах (не забываем, что основатель – француз Тьерри Сабин – был мотоциклистом);
  • на автомобилях также часто лучшие – французы;
  • аргентинцы обычно берут пальму первенства на квадроциклах.

Ниже представлена сводная таблица по представителям странам, чаще всего побеждавших в Дакаре.

Таблица 2. Страны, представители которых были лучшими в ралли с 1979 г. по 2016 г.

А что же Тьерри Сабин?

Он принимал самое активное участие в организации этих гонок в течение 9 лет. В 1986 г., в период проведения ралли, он и еще несколько человек пролетали на вертолете над малийской пустыней. В результате налетевшей песчаной бури вертолет потерял управление и разбился. Так, пустыня позволила ему выжить в 28 лет, чтобы он создал самую лучшую и масштабную гонку в мире. Но она же забрала его жизнь в 37.

Инициатором гонок «Париж-Дакар» был француз Тьерри Сабин, который в 1977 году заблудился на мотоцикле в пустыне. Его спасли аборигены, казалось, надо радоваться и больше никогда в пустыню не возвращаться. Но Сабин был не таким человеком, его настолько восхитила пустыня, что он захотел показать ее красоту всем. Экстремал составил маршрут ралли, который объединил континенты. Начало - Париж в центре Европы, конечная точка - Дакар на самом западе Африки. Трасса «Париж-Дакар» проходила через Алжир, но потом усложнилась политическая обстановка, и гонщики стали проезжать через Марокко или Ливию.

Маршрут знаменитого ралли, до сих пор считающегося самым сложным и престижным, не раз менялся. Причем изменения были весьма серьезными.

  • В 1989 году трасса «Париж-Дакар» прошла через Тунис и Ливию, а еще год спустя Тунис был исключен из маршрута. Из Франции стали переправляться в Триполи (ливийскую столицу);
  • В 1992 году первый раз в истории гонки завершились не в том городе, который дал им имя, а в Кейптауне. Трасса прошла через всю Африку;
  • 1994 год - маршрут сделали закольцованным;
  • 1995 год тоже внес свои коррективы: старт автосостязаниям был дан не в Париже, а в Гренаде.

К сожалению, зачастую маршрут невероятно интересной и сложной гонки «Париж-Дакар» менялся по соображениям безопасности - устроители боялись террористических актов и не хотели рисковать. Поэтому в 2000 году ралли снова пришлось заканчивать не в родном для него Дакаре, а у подножия таинственных пирамид в Египте. В 2008-ом впервые марафон был отменен - снова из-за угроз террористов.

Маршрут 2015 года

Сейчас у гонки «Париж-Дакар» маршрут изменился уже полностью. От прежних лет на память сохранилось только название «Дакар». Теперь вся трасса проходит по Южной Америке, в 2015 году машины стартуют из Буэнос-Айреса. Путь составит 9 000 километров (стоит отметить, что 5 000 - спецучастки), чтобы гонщики, проехав по Аргентине, Чили, Боливии, вернулись снова в Буэнос-Айрес. На карте этот маршрут выглядит почти идеально ровным кругом.

Как бы ни менялась трасса «Париж-Дакар» на карте, непременным остается дух соревнования, смелость и решительность спортсменов, готовых к риску и преодолению трудностей.

Ралли «Дакар» уверенно можно назвать самым известным и «патриотичным» в России, успехами в котором гордится вся страна, а не только любители автоспорта. Именно в этом марафоне на выживание «КамАЗы» показывают всему миру мощь и надёжность , заставляя уважать отечественный автопром. Российские грузовики буквально «не замечают» соперников, почти ежегодно забирая «золото» подиума.


Победа особенно престижна из-за многотысячного километража гонки и её условий, когда дороги сменяют направления, песчаные барханы грязевыми лужами, а знойное солнце проливными ливнями. Идейным вдохновителем и организатором “Paris Dakar Rally” стал француз Тьерри Сабин, едва не погибший во время «Ницца-Абиджан» 1977 года. Заблудившийся в пустыне мотогонщик был случайно обнаружен племенем туарегов через трое суток. Это подтолкнуло его проработать маршрут нового по африканскому континенту – опасному и труднопроходимому, с минимальным количеством дорог и максимальным числом природных препятствий.



Дебютный сезон «Париж-Дакар» состоялся в 1978 году, а прошёл 26 декабря в Париже, с площади Трокадеро. Финишной точкой выбрали Дакар, столицу Сенегала в Западной Африке, которую пилоты достигли через три недели, проехав через Алжир, Мали, Нигер и Буркина-Фасо. На стартовую черту вышли 182 гонщика (90 на мотоциклах, 80 на легковых автомобилях и 12 на грузовых), но финиша достигли лишь 74. Водители преодолели около 10 тысяч километров, причём более 3-х составили спецучастки.



Разделение техники на классы авто-, мото- и грузовой произошло со второго (январь 1980-го) года проведения, поэтому наградной подиум в 1979-м оказался один. Он целиком достался мотогонщикам, а «золото» и звание первого чемпиона «Дакара» (изначально использовалось как общепринятое сокращённое название ралли-рейда) завоевал француз Сирил Неве, выступавший на Yamaha XT500. Отличились и его соотечественники, «автомобилисты» на Range Rover V8, единственный раз в истории турнира завоевав победу тройкой из пилота, штурмана и механика. В дальнейшем функции последнего взяли на себя другие члены экипажа. «Грузовая» категория получила официального победителя в 80-м. Им стала алжирская команда на Sonacome, грузовике автомонополиста Алжира, созданного как филиал французской Berliet.



Массовые неудачи участников дебютного ралли оказавшегося « на выживание», не смутили автомир, собрав в следующем году ещё больше желающих попробовать свои силы. Традиционно начиналась в январские дни в Париже и заканчивалась в Дакаре, но с 1995 года (из-за протестов общественности касательно массового скопления техники, создающей транспортный коллапс в городе) французская столица дала только два старта (1998 и 2001). Подменяли её испанские Гранада (1995, 1996, 1999) и Барселона (2005), Аррас (2002), Марсель (2003) и Клермон-Ферран (2004) от Франции, португальский Лиссабон (2006, 2007) и даже сам Дакар (1997 и 2000).


Несколько раз переносилось и место финиша. В 1992 Paris-Dakar пересёк всю Африку, финишировав в ЮАР, в Кейптауне, неподалёку от мыса Доброй Надежды, крайней юго-западной точке африканского континента. В 2000 водители ехали из Дакара в египетский Каир, а в 2003 из Марселя в Шарм-эш-Шейх (Египет). В 1994 гонку «закольцевали», начав и закончив в Париже, в 1997 поступив так и со столицей Сенегала. Всего же, за всё время проведения, этапы приняли 29 стран.


Последним сезоном «классического», западноафриканского «Париж-Дакара» стал 2007 год. Угрозы террористов из «Аль-Каиды», требовавших отмены проведения гонки и убивших четырёх граждан Франции в Мавритании в декабре того же года, организаторы восприняли всерьёз. Они приняли решение о переносе соревнований в Латинскую Америку до «нормализации обстановки» (фактически – на неопределённый срок, учитывая активность различных террористических групп), отказавшись от проведения ралли-2008.


Описание

Rally Dakar отличается от остальных раллийных турниров форматом проведения, где чемпион определяется на финишной черте, на основании . Этапы – не растянутые по календарю уик-энды с суммированием баллов, это ежедневные заезды, с перерывами на сон и ремонт в чётко указанных местах. Учитывая то, что проехать требуется до 10 000 км, значительная часть которых «спецучастки», а «трассы» славятся , задача для многих водителей и «железных коней» становится непосильной.


В некоторых сезонах на финиш приходит менее половины стартовавших экипажей, поэтому неудивительно, что гонка получила статус «ралли-марафона ». Он привлекает профессиональных гонщиков и «любителей», решившихся проверить силы в спортивном состязании на грани возможностей. Последних, набирается большинство, и зачастую до 80% водителей не имеют никакого отношения к . Приятной ежесезонной традицией стало участие женщин-пилотов и известных людей, представителей как спорта в целом, так и шоу-бизнеса, политики.


Технической поддержкой и обеспечением безопасности соревнований занимаются организаторы, следуя впереди заездов, оборудуя места питания, ремонта и отдыха, если требуется, массово-развлекательных мероприятий. Подсчитано, что за день ралли съедается около 1,5 тонн продуктов и выпивается примерно 6 тысяч литров воды. Бензин для техники, порядка 15 тонн на все экипажи-участники, тоже идёт «караваном» по маршруту, а покупка местного топлива запрещена. За безопасность ралли-рейда отвечают порядка 15-20 тысяч человек, в том числе и сотрудники принимающих стран.


За десятилетия «Дакара» не менее 13 тысяч пилотов сумели успешно пройти всю гонку, доказав свой высокий уровень и получив в награду золотую медаль, официально подтверждающую высокое достижение. Отдельно подсчитано, что более 60% стартовавших гонщиков так и не смогли дойти до финиша, сойдя с дистанции.


Главным призом в ралли служит килограммовая статуэтка «Золотой бедуин», стилистически выполненный из золота бюст жителя пустыни, закутанного в традиционные одежды. Подчёркивается важность самой идеи покорения бездорожья, а не финансовая выгода от места в турнирной таблице. Её поддерживают и автолюбители, подавая большое количество заявок на участие в каждом сезоне, в итоге больше тратя чем зарабатывая в гонке.


Техника и категории участников

Ралли «Дакар» проводится для 4-х видов транспортных средств:

  • мотоциклы
  • квадроциклы (с 2009 года)
  • грузовики

Они разделены на внутренние категории с собственной цифровой и литерной нумерации в зависимости от степени доработок транспортного средства, широкий спектр которых разрешён правилами. Таким образом выходят и модифицированные любителями или заводскими командами «болиды», и вполне обычная техника, встречаемая на общественных трассах.





Мотоциклы

Cерийные модели (допущенные к эксплуатации на обыкновенных дорогах) с одним или двумя цилиндрами и объёмом двигателя до 450 кубических сантиметров, разрешены к бездорожью. Делятся на категории:

  • Elite – участвуют только члены спортивной организации Amaury Sport Organisation
  • Super-Production – общая группа мотоциклистов
  • Marathon – главное условие, во время ралли нельзя менять ключевые узлы и агрегаты мототехники



Квадроциклы

Отделившись от мото, сформировали две подкатегории:

  • Одноцилиндровые, с любым двухколёсным приводом и мотором до 750 куб. см.)
  • 3.2 – цилиндров – 1 или 2, привод – допускается и «полный», двигатель – до 900 «кубиков»)


Автомобили

Автотехника до 3,5 тонн по массе соревнуется в трёх классах:

  • T1 – «серийные» модели внедорожников, прошедшие модификацию и тюнинг
  • T2 – «заводские» машины, без специальных доработок
  • Open – «багги» и прочая техника, попадающая под весовые рамки




Грузовики

Наиболее разноплановая группа, а одна из категорий даже не принимает участие в медальном зачёте:

  • T4.1 – грузовые авто должны быть «заводского» образца, без изменений и улучшений
  • T4.1 – доработанные и модифицированные представители класса
  • T4.2 – «технички» служб поддержки, максимально быстрые и улучшенные, но нацеленные не на победу в гонке, а на помощь другим экипажам
  • T5 – грузовики технических подразделений команд, «турнирно» не участвующие в ралли-рейде




Регламент и особенности навигации

Согласно регламенту, дистанция ралли «Дакар» разделена на ежедневные этапы в 700-900 километров, включающие в себя «лиазоны» (обычно это дороги и пути общественного пользования), ведущие к или от «спецучастков». Зачётные баллы начисляются за скорость и правильность прохождения последних, подсчитываясь после каждого заезда и корректируя расположение участников в турнирной таблице.


В зависимости от места определяется позиция водителей на старте следующего дня, где используется система временных фор. Гонщики стартуют индивидуально, с 2-минутными интервалами, начиная с категорий мототехники и заканчивая грузовыми классами. С начала второй десятки «турнирки» время между стартующими уменьшается до 1 минуты.


Размеры форы всех этапов неизменны и не могут быть увеличены или уменьшены, в отличии от «зачётного» времени прохождения «спецучастка». Его могут изменить организаторы, наложив штрафные минуты за ошибки на дистанции, «дозаправку» на местных АЗС и помощь в навигации. Время может быть и «вычтено» (компенсировано) в случае форс-мажора. Например, если автогонщик остановился помочь сломавшемуся сопернику, как по правилам, обязан поступить каждый участник.


Имеет свои особенности и навигация в – маршрут всего ралли-рейда держится в тайне. Экипажи перед самой гонкой получают информацию об очередном этапе, причём, только данные ориентиров и контрольных точек (иногда совмещённых с передвижными станциями дозаправок и техпомощи) без указания их GPS-координат.




Движение по маршруту происходит при помощи навигационного прибора Unik II, показывающего направление к очередным контрольным пунктам. Сложности вызывает то, что гонщик должен находиться в определённом радиусе от них, чтобы устройство поймало сигнал. В экстренных случаях, с помощью специального кода, можно открыть GPS-карту с расположением всех «зачётных» точек, но «подсказки» наказываются штрафным временем.

За выполнение участниками навигационных требований организаторы следят с помощью GPS-трекера IriTrack, в режиме реального времени отслеживая их местоположение. Он используется и для экстренной связи с экипажем, в частности, в аварийных и особо опасных ситуациях. Применяются и секретные контрольные точки на «спецучастках», фиксируя появление каждого спортсмена.


Россия в ралли «Дакар»

Начали выступать на «Париж-Дакар» в 1991 году, сразу же завоевав «серебро» и «бронзу» подиума грузовиков. Отличилась команда « », созданная в 1988, не имевшая практически никакого опыта международных выступлений и прозванная болельщиками «Синей армадой» за цветовую гамму машин. Первое «золото» ралли-рейда было завоёвано в 1996 Виктором Московских на «КамАЗ-49252», принёсшего ещё две победы, но уже под управлением Владимира Чагина. Пилот из Перми впоследствии стал рекордсменом, завоевав в общей сложности 7 чемпионских титулов в грузовом классе – в 2000, 2002-2004, 2006, 2010-2011 годах.



Всего в копилке команды «КАМАЗ-мастер » 15 золотых медалей «Дакара», 13 из которых добыты после 2002-го. История гонки не знает другого такого тотального доминирования одной марки автомобиля. Соперникам не помогла и реорганизация команды из России, омолодившей состав после завершения карьеры Чагиным. Лидером молодых пилотов проявил себя Эдуард Николаев, ставший 3-кратным чемпионом ралли.

Легенды «Дакара»

Помимо «КаМАЗа», в разные годы на «Париж-Дакар» периодически доминировали несколько автопроизводителей, выпускавших особо удачные авто, доведённые механиками практически до совершенства. Можно отметить 4 чемпионства подряд, с 2012 по 2015 годы, концерна BMW и его британского представителя MINI All4 Racing, выставившей 11 успешно дошедших до финиша автомобилей.




Citroen, спорт-прототипы ZX которого побеждали в 1991 и 1994-1996 годах. Французский Peugeot четыре раза кряду брал «золото» на моделях « » и «405» в 1997-2000, но перестал уделять достаточно внимания ралли-рейду с побед в «нулевых», надолго уйдя в классические автогонки и триумфально вернувшись в 2016 с Peugeot 2008 DKR. В 2017 и 2018 модель 3008 DKR довёл общее количество побед автогиганта до семи.

Cамым титулованным внедорожником «Дакара» обоснованно считается , модификации которого принесли производителю 12 чемпионских званий. Первым «золотым» сезоном стал 1985 год, а в 1992-1993 японцы отобрали титулы у «Ситроена», считавшегося фаворитом. Полное доминирование началось в 1997 и закончилось в 2008, вместе с отменой проведения ралли в Африке. За одиннадцать лет автомобиль 9 раз становился лучшим в своём классе, проиграв в 1999 и 2000-м.


Австрийские KTM с 2001 года никого не подпускают к чемпионскому титулу, завоевав его 17 раз подряд. Конкуренцию им не могут составить ни Yamaha (9 наград высшей пробы), ни BMW и Honda, по 6 и 5 званий соответственно. Впрочем, «Ямаха» добивается успеха в сравнительно новой категории квадроциклов, выиграв с 2009 все сезоны.

Происшествия

Статус «Дакара» как «марафона на выживание» имеет под собой вполне реальное обоснование – каждый сезон происходят новые происшествия и трагедии. По некоторым данным, за все годы проведения погибло порядка 70 человек – участников, техперсонала и зрителей. Особо высока смертность среди мотоциклистов.

События на ралли затрагивают временами и политику, как в 1982, когда в пустыне пропал Марк Тэтчер, сын «Железной леди», премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер. Его, штурмана и механика искали «всем миром» 6 дней. Событие получило огромный общественный резонанс, привлекались военные, чей самолёт и нашёл экипаж в 50 км от трассы. Все оказались целыми и невредимыми.


В 1986 году «Париж-Дакар» забрал жизнь и своего отца-основателя Тьерри Сабина, погибшего в Мали при падении вертолёта во время песчаной бури. Вместе с ним разбились пилот, два представителя масс-медиа и гость соревнований, французский певец Даниэль Балавуан. Но имя экс-мотогонщика навсегда осталось в истории, а его начинание было с успехом продолжено.



Чередой трагедий выделяется сезон-1988, принёсший гибель 6 человек: три гонщика разбились на этапах, малийскую девочку сбил другой водитель, а команда видеооператоров – мать с дочерью в Мавритании. Кроме того, участников обвинили в организации пожара и последовавшей за ним паники, в ходе которой скончались трое людей.


Пять человек, в том числе и 5-летняя девочка из Сенегала раздавленная грузовиком техслужбы, погибли в 2005. Среди них Фабрицио Меони, итальянский мотогонщик, двухратный чемпион ралли-рейда. После террористических убийств и заявлений сторонников «Аль-Каиды», и переноса «Дакара» в Южную Америку, пересёк океан и «статус на выживание». Первой жертвой нового-старого ралли уже на втором этапе 2009 года стал француз Паскаль Терри – тело пилота нашли лишь через три дня. В 2010 во время стартов гоночного дня насмерть задавили зрительницу, а в 2012 разбился Хорхе Боеро, мотоциклист из Аргентины.


В 2013, неподалёку от границы Перу с Чили, в лобовом столкновении Land Rover экипажа поддержки и двух местных машин такси погибли два посторонних человека, а семеро людей оказались в клинике с различными травмами. В том же году, и тоже «лоб в лоб», с автомобилем чилийской полиции столкнулся Тома Буржен, 25-летний мотоциклист из Франции. Дебютант ралли-рейда не выжил.


Смертью закончился и третий этап сезона-2015, когда обнаружили тело Михала Херника, мотогонщика из Польши. Его байк не имел видимых повреждений от аварии, сам водитель был без шлема и следов насилия, а вскрытие показало на обезвоживание организма как причину смерти.

«Дакар» на ТВ

О самом известном ралли-рейде написано множество статей и снято ещё больше репортажей, гонщики дают интервью, а зрители делятся своими впечатлениями. Видеоматериала достаточно много, из которого можно выделить снятую Discovery Channel в 2006 году «документалку» Race to Dakar («Вперед, в Дакар!»), где главным героем выступил британский актёр Чарли Бурмен на BMW F650. Она считается лучшей и имеет рейтинг IMD в 8,2 балла, превосходя даже некоторые голливудские блокбастеры.


Документальный фильм из 7 серий считается обязательным к просмотру желающим принять участие в и рассказывает обо всех этапах подготовки пилота к ралли, начиная с медицинских тестов и бумажной волокиты. Он показывает зрителю события от «первого лица», разъясняя все тонкости и нюансы гонки, показывая сложности маршрута, проходящего через пустыни и каменное бездорожье под 50-градусной жарой, сменяющейся минусовой ночной температурой.