Светлана капанина на чем летает. Светлана Капанина: Путин назвал меня красивой


«Королева небес», «Принцесса на горошине», «Сибирский Ангел»… Какими только эпитетами не награждали Светлану Капанину журналисты и поклонники! А все потому, что дело, которому она посвятила свою жизнь, поистине достойно самых высоких похвал. Ведь не только ради собственного удовольствия занимается эта белокурая красавица высшим пилотажным спортом - она честь России подняла на недосягаемую высоту и уверенно держит первенство в мире, оставив позади немало титулованных летчиков-мужчин из разных стран.

Визитная карточка
Абсолютная Чемпионка России - 1991, 2001.
Абсолютная Чемпионка Европы - 1997, 2006.
Абсолютная Чемпионка Всемирных Воздушных Игр - 1997,
2001.Абсолютная Чемпионка Мира - 1996, 1998, 2001, 2003, 2005, 2007.
Единственная женщина обладатель Кубка мира Гран-при.
Обладательница 38 золотых медалей чемпионатов мира в отдельных упражнениях, единственная среди мужчин и женщин за столетнюю историю спортивной авиации обладающая таким количеством абсолютных титулов.
Летчик-инструктор 1-го класса ОАО «ОКБ Сухого».
Член сборной команды России по высшему пилотажу.
Заслуженный мастер спорта России.
Заслуженный тренер России.
Лауреат Национальной спортивной премии «СЛАВА».
Лауреат Национальной премии общественного признания «ОЛИМПИЯ».
Академик Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка России.
Студентка Курганского государственного университета.

При множестве своих титулов, медалей и побед она вмиг стала известна широкой российской аудитории, когда в ходе авиасалона «МАКС» в г. Жуковском в августе 2007 г. решительно подошла к Президенту Владимиру Путину и вступила с ним в диалог о положении дел в спортивной авиации. После чего спокойно села неподалеку, рядом с украинским премьером Виктором Януковичем. Как позже отметили СМИ, поведение незнакомки в красном летном комбинезоне вызвало шок у охраны Президента и его пресс-службы, поскольку не было предусмотрено протоколом. Но на то она и Светлана Капанина - пассионария небесных просторов…
- Светлана, Вы действовали импульсивно, спонтанно? Или вопрос, что называется, назрел?
- Я очень рада, что вмиг страна узнала, что есть такой спорт - высший пилотаж на самолетах. Да, вопрос назрел и уже давно. Если быть точной, первая встреча с Владимиром Владимировичем Путиным состоялась в 2002 г. в Кремле при вручении мне ордена Почета. Президент уже тогда, при всей его загруженности, с большим вниманием отнесся к проблемам самолетного спорта. И поэтому неожиданностью, а тем более спонтанным и импульсивным шагом мое обращение к Президенту России назвать нельзя. На «МАКСе» наш диалог о проблемах самолетного спорта был продолжен.
Родилась Светлана в далеком казахском городке Щучинске в рабочей семье. Любила в одиночестве часами смотреть на огонь, воду и… в небо. В 10 лет уговорила родителей купить ей мопед. Постигая азы вождения и замирая от восторга, девочка мечтала продолжить тесную дружбу со скоростью, риском и опасностью - остро желала попасть в школу каскадеров. Можно представить состояние родителей, чья экзотическая дочь смыслом жизни видела то, от чего у обычных людей сердце уходит в пятки и перехватывает дыхание.
Света оказалась послушной дочерью, уступила просьбе родителей и по окончании школы пошла учиться самой мирной в мире профессии - фармацевта.
Трудно представить, что происходило с вольнолюбивой, устремленной в небо душой девушки, когда она работала в аптеке среди пузырьков и пипеток! Страстно мечтая прыгнуть с парашютом, Света записалась в аэроклуб.
- Женщина в кабине пилота - явление неординарное. Что Вы испытали в момент, когда впервые сели за штурвал самолета, когда поднялись в воздух, когда увидели за бортом землю? Как к Вашему решению учиться летать отнеслись родители?
- Полет сложно описать словами, нужно просто слетать. Когда я сказала маме, что буду летать, она ответила: «Я не удивлюсь, даже если ты скажешь, что летишь в космос». Поэтому от полетов меня никто не отговаривал. Окончательный выбор в пользу обучения летному мастерству был сделан после полета с инструктором на высший пилотаж. Голова бьется о фонарь, ручка управления - по коленям, педали - по ногам, перегрузка то вдавливает, то выбрасывает из кресла, а перед глазами - земля-небо, небо-земля, все в движении…Тогда я и поняла, что должна этому научиться.
… Она научилась. Даже летать хвостом вперед. Такая фигура на соревнованиях называется «колокол». Самолет летит вертикально вверх, потом начинает падать на хвост... Это самая сложная фигура не только для Светланы. Высокоточно исполнять ее могут лишь 15-20 летчиков в мире…
На своем первом чемпионате мира в ЮАР в 1995 году, будучи единственной женщиной среди 44 пилотов-мужчин, Светлана стала второй в Абсолютном зачете, забрав у мужчин, по упражнениям, золото, серебро и бронзу!..
Она научилась летать так, что удостоилась титула… Почетный гражданин Оклахомы! Случилось это в США в 1996 г. на чемпионате мира, где она забрала все женское золото, своими результатами изрядно потрепав нервы мужчинам.
Она научилась летать так, что в 2001 г. в Испании директор соревнований Икариады после финального полета Светланы преклонил колено перед абсолютной чемпионкой мира, завоевавшей четыре золотые медали, прихватив при этом и мужские…
- Но с парашютом я все-таки прыгала и не раз. Это незабываемые ощущения. Небо, словно магнит, притягивает к себе и, однажды «заболев» им, можно считать, что это на всю жизнь.
Летает Светлана Капанина на самолетах Су-26 и Су-31. Прекрасные машины - сильные, надёжные! Покорить такого красавца, подчинить своей воле и желаниям - задача не для слабых. Глядя, как легко и естественно это удается Светлане, можно подумать, что летать - все равно, что ходить по земле. И мало кто знает, какие невероятные перегрузки испытывает во время полета летчик, а точнее летчица! Например, хрупкое тело невысокой Светланы «весит» во время полета более полтонны! Кроме того, серийный самолет Су-26 сделан под обычный мужской рост, и, чтобы дотянуться до ручки управления, Капаниной приходится подкладывать на кресло подушки. Вот откуда появилось это шутливое и вместе с тем уважительное обращение коллег - «Принцесса на горошине». Но сейчас на Су-26М3 стоит катапультная система и кресло переставляется «легким движением руки», в подушках отпала необходимость.
Блиц - интервью
- Кто для Вас пример для подражания в профессии?
- Учусь у всех. Профессионалы имеют индивидуальный почерк.
- Профессия летчицы наносит вред здоровью?
- Там, где начинается большой спорт, кончается здоровье.
- Каждая ли женщина может сесть за штурвал или для этого необходима некая сумма качеств, способностей, черт характера?
- Главное - желание, здоровье и любовь к небу, а дальше - труд, пот и терпение.
- Вы удивительно красивая женщина. Замечаете ли, что Ваши полеты, перегрузки, напряжение не лучшим образом сказываются на Вашей внешности? Как Вы релаксируете? Как восстанавливаетесь?
- Спасибо за комплимент. Да, конечно, перегрузки не проходят бесследно. Во время тренировок я редко смотрю на себя в зеркало, а восстанавливаюсь в семье.
- Дети Ваши, наверное, тоже мечтают быть как мама? Или - как папа? Муж не требует возвращения в лоно семьи?
- Дочь Есения в три года заявляет: «Буду летать на мамином самолете», а сын Пересвет в свои пять лет говорит: «Буду летать на боевом самолете». Но пока отдает предпочтение боевым искусствам. Муж считает, что каждый человек должен реализовывать себя в чем-то. Поэтому помогает мне.
- Почему Вы назвали своих детей древнерусскими именами - Есения и Пересвет? Как звучат ласкательные варианты имен?
- Мы считаем, что имя определяет судьбу. Имя Пересвет не только сильно своей историей, оно красиво само по себе и незаслуженно забыто. Я называю сына Светик, Светлячок, а муж, когда сердится, Перцем, а так - Рассветом. Девочке не нужно героическое имя, а Есения - имя красивое и нежное. Коротко - Еся, Есенька. Имена выбирали сообща.
- Вас называют правдолюбцем и правдорубом. Какие ситуации вынуждали Вас занимать такую позицию?
- Ситуация одна - боролась и буду бороться за развитие самолетного спорта.
- На каких самолетах - отечественных или зарубежных - летать лучше (легче, комфортнее)?
- На зарубежных не летала, наши самолеты на сегодняшний день лучшие в мире, но, к сожалению, у нас их нет.
- Мечтаете ли поднять в небо мощный авиалайнер? Что не сделано в жизни из того, что хотелось бы?
- Моя любовь - спортивная авиация. Мечтаю о новых спортивных самолетах. О приемлемых законах и доступности малой авиации в стране. И все, что планирую, думаю, сбудется.

Елена Саркисова


Биография

Светлана Владимировна Капанина (род. 28 декабря 1968 года) - российский пилот, семикратная абсолютная чемпионка мира в женском зачете(1996,1998,2001,2003,2005,2007,2011) по высшему пилотажу, заслуженный мастер спорта России, заслуженный тренер России, лётчик-инструктор «ОКБ Сухого».. Занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самый титулованный пилот в женском зачете в мировой спортивной авиации 2003.http://www.kapanina.com/

Воспитанница Курганского АСК ДОСААФ СССР. Лётчик-инструктор I класса пилотажной группы Лётно-испытательной и доводочной базы ОКБ Сухого. Проживает в Москве.

Светлана Владимировна Капанина родилась 28 декабря 1968 года в городе Щучинске Щучинского района Кокчетавской области Казахской ССР (ныне Акмолинская область, Казахстан) в семье рабочих.

Увлекалась мопедами, мотоциклами, занималась спортом. Отстаивала честь школы и класса во всех спортивных мероприятиях и «Зарницах». Хорошо бегала на короткие дистанции, шесть лет занималась спортивной гимнастикой, выполнила норматив кандидата в мастера спорта.

После восьмого класса поступила на фармацевтическое отделение Целиноградского медицинского училища и в 1987 году окончила его. По распределению направлена в Курган, в аптеку при железнодорожной больнице.

В 1988-1991 годах работала техником-электриком связи Курганского авиаспортклуба ДОСААФ.

В 1991-1992 годах работала лётчиком-инструктором Иркутского авиаспортклуба ДОСААФ.
С 1992 года - лётчик-инструктор Курганского авиаспортклуба РОСТО.
В 1995 году окончила Калужское авиационное летно-техническое училище.

С 2000 года - лётчик-инструктор I класса пилотажной группы Лётно-испытательной и доводочной базы ОКБ Сухого.

С 2011 года - студентка Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации.

Авиаспорт

С 1988 года начала заниматься авиаспортом в Курганском АСК на самолёте ЯК-52. Первым инструктором был Николай Голубцов. С 1989 года стала летать у тренера, штурмана-инструктора Леонида Аркадьевича Солодовникова (он стал мужем Светланы, но семейная жизнь длилась недолго: Солодовников погиб).

В 1991 году вошла в состав сборной команды России по высшему пилотажу.

В 1993 году, впервые принимая участие на международных соревнованиях, стала серебряным призёром чемпионата Европы.

В 1998 году в Великобритании открывала авиашоу в честь 80-летия Королевских ВВС.

Освоила самолёты ЯК-52, Як-50, Як-55, Су-26, Су-29, Су-31 и их модификации, Extra 300, Extra 330, XtremeAir Sbach 300, планер L-13.

Награды

Орден Мужества (2014)
Орден Почёта (2002)
Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (1995)
Заслуженный мастер спорта России по высшему пилотажу (самолётный спорт, 1995).
Заслуженный тренер России (2002).
Мастер спорта России международного класса (1993).
Мастер спорта СССР (1991).
Кандидат в мастера спорта СССР по спортивной гимнастике.

Почётный гражданин Курганской области (2 февраля 2015, за выдающиеся заслуги, способствующие повышению известности и авторитета региона)

Почётный гражданин штата Оклахома, США (1996)
Именная медаль «100 лет со дня организации FAI» - как лучшему пилоту столетия.

Золотая именная медаль FAI Sabiha Gökçen - как единственная 5‑кратная абсолютная чемпионка мира по высшему пилотажу (2005)

Медаль Centenary, Международная авиационная федерация (2008).
Орден «За заслуги» III-степени, РОСТО (2007).
Орден «За заслуги» I-степени, ДОСААФ.
Медаль им. А. И. Покрышкина (РОСТО, 1997).
Медаль «80 лет ОСОАВИАХИМ (ДОСААФ-РОСТО)» (2007).
Диплом Paul Tissandier, Международная авиационная федерация (FAI), 1997
Кубок «Лучшая женщина чемпионата Европы» (2008).
Академик Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка РФ

Лауреат Национальной премии общественного признания достижений женщин «Олимпия» (2003).

Лауреат Национальной спортивной премии «Слава» (2007).

Достижения

Абсолютная чемпионка мира среди женщин (1996, 1998, 2001, 2003, 2005, 2007, 2011).
Абсолютная чемпионка Всемирных воздушных игр среди женщин (1997, 2001).
Абсолютная чемпионка России среди женщин (1991, 2001).
Чемпионка СССР по высшему пилотажу (1991).
Абсолютная чемпионка Европы среди женщин (1997, 2006, 2014, 2016).

Тридцатикратная чемпионка мира в отдельных видах программы среди женщин (1996, 1998, 2000, 2001, 2003, 2005, 2007, 2009, 2011, 2013).

Восьмикратная чемпионка Всемирных воздушных игр (1997, 2001).

Четырнадцатикратная чемпионка Европы в отдельных видах программы среди женщин (1997, 2006, 2014, 2016).

Обладатель 67 золотых, 26 серебряных, 13 бронзовых медалей чемпионатов Мира, Европы в женском зачете и Гран-при ФАИ.

Светлана завоёвывала награды в женском зачете чаще, чем кто-либо из коллег. Также она была лучшей среди женщин на Всемирных авиационных играх 2001 - абсолютный чемпион среди женщин в 1997 и 2001 гг.

Семья

Отец Владимир Васильевич Капанин, работал таксистом и занимался фигурным автовождением на льду, был вице-чемпионом Казахстана. Впоследствии стал егерем Рыбохотнадзора.

Мать Галина Григорьевна, бухгалтер на базе в Промторге, а потом оператор автозаправки.

Сестра Лариса. Брат Олег.

Муж Владимир Степанов, заслуженный тренер России и судья Международной категории, имеет четвёртый дан по карате.

Сын Пересвет. Дочь Есения.

Летчицы, безупречно владеющие всеми приемами высшего пилотажа, для современной России явление очень редкое. Тем известнее те пилотессы, которые несмотря ни на что, покорили небо и не мыслят без него своей жизни. Одна из таких удивительных женщин — семикратная абсолютная чемпионка мира среди женщин по высшему пилотажу Светлана Капанина. После очередного выступления на она рассказала корреспонденту РИА Новости Анне Юдиной, как художественная гимнастика может помочь пилоту, о чем думает летчик в моменты серьезных аварий и есть ли у малой авиации в России будущее.

— Светлана Владимировна, вы единственная женщина-пилот в России? На каких самолетах вы летаете?
— Нет, конечно, я не единственная женщина, но, к сожалению, с каждым годом женщин в авиации становится все меньше и меньше — не только у нас в России, но и вообще в мире. Вообще, очень сложно поддерживать женский авиационный спорт на должном уровне.

На этом авиасалоне я летала на двухместном спортивном самолете EXTRA-300. Это неплохой пилотажный самолет, но я на нем летаю очень мало. Хотела бы летать на спортивно-пилотажных самолетах фирмы Сухого — Су-26 и Су-31. А их, к сожалению, сейчас не производят. У нас в стране таких машин остались единицы. Все говорят — этим самолетам более 30 лет, зачем нужно восстанавливать их производство? Но поймите — они лучшие в мире, и при минимальной модернизации они еще 30 лет будут лучшими, а то и больше.
На Яке тоже можно летать и "крутить" пилотаж, но самолет самолету рознь, ведь Як потяжелее. Допустим, Як-52 — очень хороший учебно-тренировочный самолет. Як-55/54 — более пилотажные самолеты.
Нам в любом случае очень сложно добиваться помощи на восстановление спортивных пилотажных самолетов.

— Как вы попали в авиацию? Известно, что начинали с парашютных прыжков…
— Да, примерно так все и выглядело. На самом деле я иногда шучу, что совершенно случайно стала пилотом. Хотела всегда прыгнуть с парашютом, ощутить чувство страха перед открытой дверцей самолета. Записалась на самолетный спорт, полетала и понравилось так, что летаю уже 25 лет. В этом году как раз юбилей.

— Вы по первому образованию медик, занимались спортивной гимнастикой. Это помогает в пилотаже? Вообще, какие физические данные надо иметь, чтобы стать пилотом?
— Я очень люблю и уважаю спортивную гимнастику. Для меня это лучшая физическая подготовка, которая только может быть у ребенка с малых лет. На этой подготовке я, наверное, и держалась в авиации. Конечно, должна быть неплохая физическая подготовка, хороший вестибулярный аппарат, сосуды хорошие. У кого-то от природы здоровый организм, но одного этого в любом случае мало. Нужна "физика", организм нужно готовить к перегрузкам.

— Какие максимальные перегрузки у вас бывали?
— Ну, на приборе самолета у нас от плюс 10 до минус 10g. В принципе, так и летаем, плюсовая перегрузка частенько зашкаливает, сейчас поменьше, потому что годы все равно идут, а в юности, когда здоровья было больше, частенько были очень большие перегрузки, какие точно — мы и не знали. Но самолеты у нас, слава богу, сильные, все выдерживают, и мы на них летаем смело. (Одноместный Су-26 ОКБ Сухого, который так нравится Светлане Капаниной, является первым в мире спортивным самолётом, изначально рассчитанным на эксплуатационную перегрузку в 12g; разрушающая перегрузка составляет 23g — прим. ред. )

— Тем, кто хочет заниматься авиацией, есть куда пойти? Что посоветуете?
— Развожу руками и не знаю, что советовать. К сожалению, не финансируется, хотя раньше это была шикарная система, и, наверное, она должна оставаться. В Советском Союзе была сильнейшая пилотажная школа, которая начиналась с ДОСААФ и заканчивалась летчиками-испытателями, лучшими в мире военными летчиками и инструкторами.

27 августа в подмосковном Жуковском стартовал 11-й международный авиационно-космический салон МАКС-2013, известный своими эффектными летными программами. На какие из фигур высшего пилотажа смогут полюбоваться гости салона, узнайте из инфографики РИА Новости.

После начальной подготовки в училище в идеале должен прийти фактически готовый пилот, который уже знает, как летать и что делать. Например, в военных училищах сначала готовят за бешеные деньги, а потом человек приходит, садится в самолет и понимает, что он не способен летать.

Мне очень грустно от того, что на сегодняшний день не выпускаются спортивные самолеты. Летчик без пилотажа — просто извозчик, и летать с ним небезопасно. Все должно начинаться с пилотажа, с малой авиации, со спортивных самолетов. В Америке раньше студент мог прийти в летное училище и сообщить, что у него был русский инструктор — тогда его брали без экзаменов. И на сегодняшний день очень грустно слышать о том, что мы закупаем из-за рубежа по 200 пилотов в год. Мы подрезали крылья своим собственным детям.

— Кстати, о детях. Вы не только семикратная чемпионка по высшему пилотажу, но и дважды мама? Хотят ли дети пойти по вашим стопам?
— Да, у меня сын Пересвет и дочка Есения. Они приехали на МАКС поболеть за меня.

Они пока еще маленькие, на борт спортивного самолета им нельзя. Но желание летать есть, у Есении больше, у Пересвета, может быть, поменьше. Я думаю, что все у них еще будет — и полеты тоже. Тем более у нас сейчас авиационный век, летать должны все. Не сегодня-завтра самолеты будут туда-сюда шнырять по небу, как автомобили по земле! Я надеюсь на это…

— Как ваша семья уживается с вашим образом жизни?
— Муж помогает, присматривает за детьми. Сейчас плохо то, что полетов стало мало, но с другой стороны, хорошо то, что чаще вижусь с семьей.

— Такое явление, как мужская зависть, вам знакомо?
— Зависть, увы, есть, и она, пожалуй, от пола даже не зависит. Вы знаете, есть разные ее проявления, и об этом говорить не хочется. Нет, мне не "вставляли палки в колеса". Просто есть люди, которые не хотели, чтобы я была на своем месте. И это очень грустно, потому что всем вместе, сообща можно решать множество вопросов.

— Расскажите, пожалуйста, о сборной команде России по высшему пилотажу, в которой вы состоите.
— К сожалению, с каждым годом она становится все меньше и меньше, и молодежи в ней нет. Средний возраст — 45-48 лет, женщин практически не осталось. На сегодняшний день у нас нет женской сборной. Осталось только две женщины, а должно быть три пилотессы, чтобы была команда. Если раньше мы имели по три женских состава, не говоря уже о мужских, которые стояли в очереди, то сегодня людей мало. Часто нет финансовых возможностей — например, отправить сборную России на чемпионат в Америку, доставив туда наши самолеты для выступлений.

— Наверное, в России вы все равно меньше выступаете, чем за границей?
— В России действительно нахожусь меньше. Здесь не знают и не слышат, не нужны свои герои. Однако, если кто-то куда-то приглашает, что бывает крайне редко, то люди встречают хорошо.

— Ходят слухи, что китайцы хотят поставить вам памятник…
— Да, это правда. Наверное, это всегда честь — памятник, и при жизни, и после нее. Конечно, для меня было очень удивительно услышать, что китайцы предложили поставить мне памятник во весь рост. Я не знаю, получит ли это предложение какое-то развитие, но сам факт того, что предложение было — меня пытались фотографировать со всех сторон, даже замерять! Уже само это приятно. Но и грусть от этого есть, потому что получается как всегда — нет пророка в своем Отечестве. Получается, что в Китае нас и наши достижения знают лучше, чем в России. Русскую пилотажную школу знают и ценят во всем мире.

— Аварии и сложные ситуации в воздухе тоже, наверное, были в вашей жизни?
— Были всякие вещи, в том числе и тяжелые. Было несколько остановок двигателя, срыв винта, когда он прорубил крыло, чуть-чуть не дойдя до лонжерона (основной силовой элемент конструкции самолета — ред.) , обрыв ремней, несколько посадок без двигателей, отказ тормозов на короткой полосе горного аэродрома…

В этих ситуациях время растягивается. Параллельно в голове проносится множество вариантов, из которых ты должна выбрать единственно верный. Ту нужную ниточку, которая в итоге вытащит тебя и самолет. И в этих параллелях несутся мысли о семье, о детях, о родителях и еще много о чем, но все это как-то на заднем плане, а первична только концентрация и поиск верного решения — как безаварийно посадить самолет. И ты, конечно, должна думать, что и как сказать, потому что все идет на запись.

Кажется, что проходят часы, а на самом деле — одно мгновение.

Воспитанница Курганского АСК ДОСААФ СССР. Лётчик-инструктор I класса пилотажной группы Лётно-испытательной и доводочной базы ОКБ Сухого. Проживает в городе Москве.
Награды:
Почетный гражданин Курганской области (2015)
Орден Мужества (2014)
Орден Почёта (2002)
Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (1995)
Заслуженный мастер спорта России по высшему пилотажу (самолётный спорт, 1995).
Заслуженный тренер России (2002).
Мастер спорта России международного класса (1993).
Мастер спорта СССР (1991).
Кандидат в мастера спорта СССР по спортивной гимнастике.
Почётный гражданин Курганской области (2 февраля 2015, за выдающиеся заслуги, способствующие повышению известности и авторитета региона)
Почётный гражданин штата Оклахома, США (1996)
Именная медаль «100 лет со дня организации FAI» - как лучшему пилоту столетия.
Золотая именная медаль FAI Sabiha Gökçen, как единственная 5-и кратная Абсолютная Чемпионка Мира по высшему пилотажу (2005)
Медаль Centenary,Международная авиационная федерация (2008).
Орден «За заслуги» III-степени, РОСТО (2007).
Орден «За заслуги» I-степени, ДОСААФ.
Медаль им. А. И. Покрышкина (РОСТО, 1997).
Медаль «80 лет ОСОАВИАХИМ (ДОСААФ-РОСТО)» (2007).
Диплом Paul Tissandier, Международная авиационная федерация (FAI), 1997
Кубок «Лучшая женщина Чемпионата Европы» (2008).
Академик Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка РФ
Лауреат Национальной премии общественного признания достижений женщин «Олимпия» (2003).
Лауреат Национальной спортивной премии «Слава» (2007).
У Светланы 69 золотых медалей

Если верить ведущему «Момента истины» Андрею Караулову, который «отвечает за каждое свое слово», Владимир Путин пришел в восторг, узнав, что в России есть эта женщина – самая титулованная летчица мира Светлана Капанина. В последние дни 2014-го она получила орден Мужества в Кремле. Женщина-летчик – оригинально само по себе. Вдвойне удивительно то, что семикратная абсолютная чемпионка мира по высшему пилотажу еще летает, побеждает и верит в возрождение российской авиации. Потому что пока все ее победы – не благодаря, а вопреки...
Вашему вниманию интервью со Светланой.

Сборная России – частная лавочка!
– Первую государственную награду – медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени – получила из рук Виктора Черномырдина, который был тогда премьером, – вспоминает Светлана.
– В 2002 году, как раз через полтора месяца после того, как родила сынулю Пересвета, Владимир Владимирович вручил мне орден Почета. Затем мои документы несколько раз подавали на Героя России... Но бумаги всегда терялись. И вот спустя 12 лет Владимир Владимирович наградил меня орденом Мужества.

– О чем вы говорили с Путиным?
Он не каждый день видит женщину, которая «делает» асов всего мира. – Владимир Владимирович сказал, что «очень красивая летчица»...

– И всё?
– Что могла – озвучила. Последние годы обстановка в самолетном спорте все хуже и хуже. Нас, четырех членов сборной команды России по высшему пилотажу, поддерживает фирма Сухого. Остальные перебиваются кто как может...

– Про сборную по высшему пилотажу впервые слышу.
– В России о нас мало кто знает. Зато за границей российские пилоты хорошо известны. На сегодня сборная команда России по высшему пилотажу – как частная лавочка. Во-первых, из-за неадекватности руководства. Во-вторых, отношение госструктур никакое.

– А что Мутко?
– Давно поднимаю вопрос о создании центра высшего летного мастерства для сборных команд России по авиационным видам спорта. Было много встреч и обсуждений. Пока все решается положительно.

Летать не на чем!
– Получается, наш высший пилотаж на низшем уровне?
– Весь спорт поделили на олимпийские и неолимпийские виды. Первые имеют всё, вторые не имеют ничего. Грустно. Потому что многие не олимпийские виды спорта приносят стране бо´льшую славу, чем олимпийские. Я училась мастерству при советской системе ДОСААФ. Не представляете, насколько больно наблюдать, как все разваливается... Средний возраст членов нашей команды – 47 лет. Готовимся не круглый год, а только за два месяца до соревнований. Сосуды головы не подготовлены к большим перегрузкам, особенно отрицательным. Здоровье уходит колоссально...

– Если вы в фирме Сухого, то почему летать не на чем?
– Производство лучших в мире спортивных пилотажных самолетов – СУ-26 и его модификаций – закрыто уже много лет. Говорят, что они устарели. Но это неправда. Если бы они выпускались и периодически модернизировались, то до сих пор были бы лучшими в мире еще лет 20, а то и больше.

– За неимением российских «сушек» летаете вы сейчас на немецком самолете «Экстра-330»...
– Мы только начинаем переходить на «Экстру». Команда до сих пор держалась на «сухих». Сначала было три, потом два, сейчас остался один самолет… Да и его больше ремонтируем, чем летаем... В прошлом году отправились на чемпионат мира на неисправном самолете. Он перегревался и начинал вытворять чудеса со знаком минус. Но команда все равно боролась за призовые места. Спортсмены сами ищут возможность тренироваться… Много лет ходим с протянутой рукой. Один час налета по старому курсу доллара стоил около 28 тысяч рублей. А сейчас я даже боюсь назвать сумму. Техника иностранная, авиационный бензин в России не выпускается – значит, тоже надо покупать за рубежом. И масло не наше. Поэтому сейчас многие сидят на земле… А в этом году два серьезных старта: чемпионат мира и Всемирные воздушные игры. На чем будем участвовать, как и на какие средства? Неизвестно.

– Кто же сдвинет дело с мертвой точки, если даже вы, суперчемпионка, которая встречалась лично с президентом…
– Еще член высшего совета партии «Единая Россия».

– Тем более. Но и это не помогло!
– Вся надежда на министерство спорта и ДОСААФ, куда сейчас назначили нового председателя – Александра Колмакова. Но хватит ли у него сил разгребать эти авгиевы конюшни?.. Мы относимся к техническим видам спорта, но как спорт высших достижений должны финансироваться Минспорта. С другой стороны, авиационный спорт – спорт двойного назначения и без Минобороны нам не выжить. Армия в нас тоже нуждается. Без пилотажа военные летчики – просто извозчики. Медали и кубки храню в шкафу

– Правда, что в Китае вам хотели памятник поставить?
– И в Китае, и в Японии отношение самое восторженное. Фотографировали меня, снимали мерки. Но сменилось руководство города, и я не знаю, что там с этой идеей.

– Что за история, когда вы на спор пролетели в узком ущелье?
– В Китае проводился Гран-при Кубка мира. Из женщин участвовала только я. Китайцы любят все экстремальное, вот и предложили пилотам пролететь через сквозное отверстие в горе. Существует поверье, что тот, кто пройдет сквозь эти «ворота», познает смысл жизни. А если пролететь, то вообще…

– Станешь пророком?
– Наверное... Но мне лететь не хотелось. Согласилась, чтобы потом не говорили: «Мужики полетели, а баба опять испугалась». Подходит ко мне корреспондентка: «Как вы будете пролетать через это ущелье?» «А как бы вы, – спрашиваю, – хотели?» И девушка показывает рукой вот так: «на ноже». Вошла в пещеру на правом ноже, обратный полет, на левый нож, вышла многократными управляемыми бочками. А года через два, тоже в Китае, у нас был полет для занесения в Книгу рекордов Гиннесса: 10 самолетов должны были одновременно пролететь под одним мостом, каждый в своем проеме. Так организаторы, вспомнив пролет в ущелье, посмеялись: «Светлана, ты только бочку фиксированную там не делай – высоты не хватит»…

– Вам предлагали работать за границей?
– И сейчас зовут. В принципе есть вариант уехать... Но я все-таки надеюсь, что у нас что-нибудь изменится.

– Не думали бросить спорт и посвятить себя семье?
– И так стараюсь посвящать себя семье…

– Но полет – это риск.
– Да, после рождения детей ко мне пришло осознание опасности.

– Бочки другие стали?
– Не стали, но в то ущелье уже вряд ли бы полетела. Только если бы это помогло улучшить жилищные условия. Пусть это будет мелко, «по-женски», как говорит мой муж...

– Кстати, где храните медали? Только золотых 69.
– Да… в шкафу они. У меня сестра смеется: «Пригласи к себе «Квартирный вопрос». Пусть оформят тебе комнату, развесят нормально медали, расставят кубки. А то все кучей валяется». Но и «Квартирный вопрос» не смог бы разместить мои награды – площади маловато.