Как играть в лапту правила игры кратко. Русская лапта


Если защитник поймал мяч с лета в пределах поля или вне его, то он приносит своей команде очко и игра продолжается. В мини-лапте игра состоит из четырех таймов по 15 минут, с перерывами две минуты между 1 — 2, 3 — 4 и 5 минут между 2 — 3 четвертями. Одна команда находится в поле, она является защищающейся, вторая – на линии города, она атакующая.

Эта игра не требует дорогостоящих принадлежностей, ни специально фундаментально оборудованных площадок, что в настоящее время приобретает особую актуальность. Если это им удаётся, бьющий идет в поле, а его место занимает игрок, завладевший мячом. Если же полевые игроки, зазевавшись, не успевали поймать мяч, удар повторяется. Бывает, что бьющий промахивается по мячу. Правила разрешают ему повторить удар. После третьего промаха бьющий уступает свое место другому игроку.

В лапту играют две команды, каждая из которых состоит из пяти человек. Если игра проходит в зале, освещение должно быть достаточным и равномерным. В штрафную зону входит шестиметровое пространство от линии Города, она служит для определения правильности удара и выноса мяча за линию Города. Каждая команда состоит не более чем из 8 игроков и тренера. Состав команды перед началом игры не может иметь менее пяти участников.

Во время игры в нападении игроки не имеющие право на атаку, находятся на скамейке. Каждая команда должна иметь своего капитана. Тренер может иметь помощника, но об этом он должен заранее сделать запись об этом в протоколе.

Русская лапта: описание, история и правила

На одну игру назначаются судейские бригады в составе: ст.судья, судья на линии, секретарь. Линейный судья контролирует ход игры и жестами указывает на те или иные действия игроков старшему судье и игрокам, подписывает протокол. Между первой и второй, третьей и четвертой четвертями двухминутный технический перерыв. В зависимости от ранга и уровня соревнований общее время может быть сокращено, как игровое, так и перерывы.

Согласно жребию, одна команда занимает позицию в защите, другая – в нападении. По свистку старшего судьи игрок нападения производит первый удар и начинается общий отсчет времени. После неправильной первой попытки дается вторая, если и она не удачная, то игрок лишается удара, но он имеет право на перебежку. Подающим игроком должен быть на совершения удара. Подающий не имеет права на атаку, но может выходить в поле на обратное осаливание.

Если мяч пересек линию городачерез боковые линии, то игра продолжается. Если при осаливании мяч попал в голову, то осаливание не засчитывается, при умышленном попадании в голову игрок защиты наказывается желтой карточкой.

На обратное осаливание со скамейки запасных в поле может выходить не более 5 человек, в противном случае дается свободная смена команд. Игрок защиты после самоосаливания и свистка судьи оставляет мяч в поле и покидает его за линию кона или города. Команде может быть засчитано поражение, если в ходе игры на поле осталось менее трех человек.

Упрощенные вариант лапты для небольшой компании или одной семьи

Желтая карточка предъявляется игрокам в следующих случаях: если игрок дважды нарушил одно и тоже правило, за неспортивное поведение, аппеляцию судьям во время игры и другие нарушения. Желтая карточка также может предъявляться и тренерам команд и их помощникам.

Указания к проведению

Каждая команда имеет право брать один минутный перерыв в каждом тайме. Старший судья и врач также по каким либо причинам может объявить технический перерыв. Мячи и биты, обнаружены в слоях XIV века при раскопках Новгорода. Игра проводится на естественной площадке. Трусам и лентяям в этой игре нет места».

В Российской империи игра в лапту применялась как средство активного досуга населения различных возрастных групп и как средство физического воспитания детей, подростков, юношей и девушек. Соревнования проводятся на открытых травяных и земляных спортивных площадках, а также в спортивных залах и манежах.

И самое главное, в русской лапте не требуется дорогостоящий инвентарь, оборудование и специальная экипировка. Достаточно иметь обычный теннисный мяч, деревянную (самодельную) биту, ровную площадку для игры и желание проявить себя в этом увлекательном русском национальном виде спорта. На сегодняшний день норматив «Мастер спорта России» выполнили более 300 спортсменов, активно занимающихся русской лаптой в России.

Для игры нужен небольшой резиновый мяч (теннисный) и лапта - плоская палка длиной около 60 сантиметров, ручка толщиной 3 сантиметра, ширина основания около 10 сантиметров. Участники игры делятся на две равные команды.

В таком случае бьющий может не бежать, а оставаться за чертой, по другую сторону от команды - в деревне. Игра продолжается, и мяч бьёт следующий игрок. По очереди все игроки команды выступают в роли бьющих. Игроки, оставшиеся в пригороде и за коном, ждут, чтобы их выручили.

Мини-лапта – производная игра от Русской лапты в закрытых помещениях и на уменьшенных игровых площадках. Лапта́ - русская народная командная игра с мячом и битой. Упоминания о лапте встречаются в памятниках древнерусской письменности. В мини-лапте на обратное осаливание выходит не более 5 игроков.

Русским людям, наверное, стоит знать, в какие игры играли их предки. Одна из самых популярных национальных славянских забав – русская лапта. Это игра, зародившаяся в недрах народа, требует от её участника умения играть в команде, находчивости, внимательности, ловкости, хорошего дыхания, быстрого бега, меткости, твёрдости в руках и огромной уверенности в победе.
Любопытно будет узнать, что на сегодняшний день нет точных сведений о том, когда именно появилась лапта. По одним сведениям в неё играли тысячу лет назад, по другим – это время отодвигают ещё на 1000 лет.
Так как лапта была народной, существовало и большое количество её разновидностей. Правила немного отличались друг от друга, а называлась эта игра то «шибка», то «хлопка», то «битка». Но как бы там ни было, популярность её на Руси была огромной, и ни один праздник, ни одно народное гулянье не проходили без состязания в лапту. Пётр Первый очень любил и ценил эту игру. Высочайшим указом русская лапта стала средством физической подготовки солдат Преображенского и Семёновского полков. Постепенно и вся русская армия стала использовать лапту как средство для тренировки физической силы, выносливости и прочих качеств, так необходимых солдату. Вообще, в России вплоть до советских времён в лапту с удовольствием играли на досуге самые разные слои населения. После революции интерес к этой игре пошёл на спад и во второй половине прошлого века о ней практически забывают.

Наиболее простые правила игры в русскую лапту.

Для игры нужно выбрать большую площадку или лужайку. Размечается поле так, как показано на рисунке. Используют для лапты обыкновенный теннисный мяч. Биту можно изготовить самостоятельно, но вполне подойдёт и бита для игры в бейсбол. Численность команды может быть до 10 человек. В каждой команде имеется равное количество участников. Команды две, и чтобы различаться, игроки надевают футболки разного цвета. В начале игры проводится жеребьёвка, по итогам которой одна из команд становится нападающей и занимает линию города. Противоположная команда становится защищающейся и распределяется по игровому полю. По другой терминологии нападающая команда называется «бьющая», а команда защищающаяся – «водящая».

Подготовка к игре
Игроки занимают свои места на игровом поле. Команда бьющих направляет одного игрока в площадь подачи, остальные же члены этой команды выстраиваются вдоль боковой линии города. Расставляет их капитан команды. Водящая команда выделяет одного игрока, который будет подавать мяч. Он располагается на специальной площадке для подачи, а остальную команду капитан размещает по полю.

Начало игры
Подающий игрок подбрасывает мяч, а бьющий – по нему бьёт. При удачном ударе мяч перелетает за контрольную линию. После удара по мячу, бьющий игрок бежит через площадку к линии кона. Он должен добежать до этой линии, пока мяч не поймали, а по возможности – и вернуться обратно.
Игроки водящей команды стараются поймать мяч или подобрать его и осалить им игрока, который бежит через поле. Если игрок, который ударил по мячу, смог добежать до кона и прибежать обратно, то эти действия приносят его команде 2 очка. Если же игрок остался на линии кона, то он ждёт там того момента, когда другой бьющий не ударит по мячу. После успешного удара, ждущий на кону игрок бежит в город, и если он сумел добежать не осаленным – команда получает 1 очко. После удачной пробежки игрок имеет право бить три раза и занимает крайнее положение на площадке очерёдности. В задачу игроков водящей команды входит поимка мяча «с лёта». Тогда команде начисляется 1 очко и происходит смена сторон. Игроки команды могут также подобрать мяч и осалить им бегущего. Осаливать может или же игрок, который поднял мяч, или же другой, которому мяч был передан. Как только водящие возвращают мяч в город – игра останавливается. Бегущий игрок, если он не успел добежать до середины поля – возвращается назад, а если успел – продолжает движение. В процессе игры могут начисляться штрафные очки бьющей команде: – четвёртый выход мяча за пределы поля после удара, и каждый последующий – 1 очко; – судейское замечание – 1 очко.

Кто же выигрывает в лапту без набора очков?
Игра считается выигранной в том случае, когда после осаливания перебегающего игрока все члены защищающейся команды убежали в город не осаленными. Также игра заканчивается в пользу водящих в следующих случаях: – допущено грубое нарушение правил игры; – если игрок бьющей команды взял мяч в руки или же каким-то другим образом ограничил доступ к нему; – выскользнувшая и рук бита улетела из города. Могут играть смешанные команды – юноши и девушки. Игра разделяется на две партии по 20 минут и прекращается по длинному свистку судьи. Выигрывает та команда, которая набирает большее количество очков.

К описанным правилам есть кое-какие дополнения:
Если игрок заступает одной ногой за линию города или кона, то он может не бежать, а вернуться назад. Если же он заступает за линию обеими ногами, то возвращаться ему нельзя. В противном случае, по команде судьи происходит смена команд.
Если удар не удался, то не успевший обежать игрок должен располагаться в пригороде вдоль городской линии. После перебежки игроки занимают места в такой очерёдности, в которой они забежали за линию. Если произошло пересаливание, тогда игроки бьющей команды снова обретают право на удар.
Если мяч вылетел за боковую линию, тогда все игроки бьющей команды не двигаются со своих мест. После трёх аутов (ударов за боковую линию), команде бьющих начисляются штрафные очки (по одному очку за каждый аут).

Что запрещено в русской лапте?
Запрещено всем игрокам, кроме подающего, подходить ближе, чем на 2 метра к игроку с битой.
Запрещено осаливать в голову, пах и солнечное сплетение.
Запрещается пользоваться слишком тяжёлой или слишком длинной битой. Стандартные параметры биты: 2 кг. 90Х15см.
Нельзя задерживать перебегающего игрока. Нельзя использовать бейсбольные «лапы».

Как можно увидеть, правила игры в русскую лапту достаточно просты и понятны. И это замечательно, что древняя русская игра опять вернулась к нам. Будем надеяться, что она снова обретёт такую же популярность, как и раньше.


ЛАПТА

Книжка моя подходит к концу. Почти все, что хотел рассказать о старинных русских народных играх, я уже рассказал.
И вот осталась одна, но зато самая знаменитая, самая любимая игра русского народа - лапта.
Эта игра была верным другом не только ребят моего поколения, но и многих, уходящих в глубь веков, поколений наших предков. Ведь в лапту на Руси играли еще во времена Ивана Грозного, а может быть, и раньше.
Долгие века лапта жила на нашей земле, принося радостный, увлекательнейший отдых и детям и взрослым. И не только отдых.
Лапта, как никакая другая игра, воспитывала отчаянную смелость, презрение к опасности, способность к самопожертвованию во имя победы, порою какую-то дьявольскую хитрость и всегда - бесшабашную удаль! Я думаю, что именно лапта в высшей степени соответствовала характеру россиян, самой русской душе.
Но нынешнее время, с его стремительным темпом, телевизорами, кино, многообразными развлечениями, сумело потеснить лапту, как и многие другие игры, из нашей жизни.
А зря. И мне бы очень хотелось доказать вам это.
Но, как говорится, ближе к делу.
Что же это за игра такая - лапта? Мало кто из ребят сейчас знает что-то о самой игре, хотя название ее наверняка слышали. Поэтому, думается, для начала следует рассказать вам совсем кратко о сути игры, чтобы потом было понятнее, когда я начну описывать все подробности.
Для игры в лапту нужно совсем немного: мячик и «лапта», то есть палка, которой бьют по мячу. Игра происходит на ровной площадке, по краям которой обозначены линии «города» и «кона». Ребята делятся на две равные партии.
«Играющая» партия забирает лапту и отправляется в город, чтобы бить по мячу и бегать из города на кон и обратно. А игроки «служащей» партии становятся в поле, чтобы подбирать пробитые мячи и пятнать мячом перебегающих игроков города, причем один из них - «подавальщик» - остается в городе для того, чтобы подкидывать под удары мяч. Игроки города по очереди берут лапту и бьют по мячу, стараясь отбить его как можно дальше в поле. После удара каждый игрок обязательно должен сбегать на кон и вернуться обратно, ибо только после этого он приобретает право снова бить по мячу.
А игроки поля стараются поймать мяч на лету или, если это не удалось, побыстрее поднять мячик с земли и попасть им в кого-нибудь из перебегающих игроков города.
Когда сумеют сделать то или другое, партии меняются местами.
Цель игры - борьба за город. Партия города старается как можно дольше продержаться в городе, а служащая партия - как можно скорее его самой захватить.
Побеждает та партия, которая большее время играла в городе.
А кончается игра тогда, когда все устанут.
Если вы сразу не все себе уяснили, перечитайте это краткое описание игры еще раз, потому что дальше я уже начну вам постепенно объяснять многочисленные правила и всякие тонкости игры в лапту.
Теперь немного истории. Откуда пошло такое название игры - лапта?
Оно происходит от палки, которой бьют по мячу. Дело в том, что в старину она делалась с одного края немного расширенной и плоской, отдаленно похожей на лопатку. Поэтому и называлась лаптой.
Так, по крайней мере, хотя и предположительно, толкуется это название в старинных книжках.
Почитайте, как объясняется это слово в «Толковом словаре живого великорусского языка», который составил один из друзей Пушкина, писатель Владимир Даль: «Лапта - лопасть, плосковатая вещь, к одному концу пошире; палка, весёлко, которым бьют мяч, и сама игра эта».
А мячик, как предполагают, зародился на Руси от снежка. Но ведь летом снегу не бывает, а покидаться охота. Вот и додумались ребята делать шерстяные да тряпочные мячи. Потом появились и более крепкие мячики, специально для игры в лапту. Они сшивались из кожи и набивались шерстью или конским волосом, потому что резины тогда еще не знали. Такие мячи даже продавались на базарах и стоили не слишком дешево. Поэтому в деревнях ребята чаще всего играли в лапту мячиками попроще, самодельными, например тряпичными. Несколько лучшими были мячики, скатанные из шерсти, которую при-пасали еще с весны, когда линяла всякая домашняя скотина. Но никакой кожей их, конечно, не обшивали. Поэтому такие мячи были недолговечными, через несколько игр от непрестанных ударов лаптой мячик размочаливался. Но мячи по весне катали многие ребята, и всегда находилось чем играть. Кстати говоря, подобными мячами играли кое-где в лапту даже в первые годы после Отечественной войны.

Как кожаные, так и другие самодельные мячи не могли иметь очень уж правильной формы, и, чтобы метко послать его в поле, лучше было ударять плоской лаптой. Кроме того, плоской широкой лаптой вообще было легче попасть по мячу, и тут не имело значения, каким местом лапты попадешь.
Первые каучуковые, надутые воздухом мячики стали делать еще в первой половине прошлого века. Правда, они были слишком легкими, поэтому для лапты не годились. И только к концу века, когда появились настоящие резиновые, фабричного изготовления разнообразные мячи, кожаными перестали играть. В прошлом же веке постепенно стала исчезать и плоская лапта, уступив место круглой, хотя название ее, как мы видим, сохра-нилось до сих пор. К этому нужно добавить, что круглой лаптой мячик можно послать дальше, чем плоской, так как меньше ее сопротивление воздуху при ударе и сам удар получается сильнее. Но для этого удар должен быть уже более точным, ведь надо попасть круглой лаптой по центру мячика.

Как самим сделать лапту?

Подберите или вырежьте палку длиной 70 см и толщиной от 3 до 5 см. Ребята 13-14 лет и старше могут играть лаптой потяжелее - длиной до 90 см и чуть потолще.
Затем срежьте сучки и снимите кору. Учтите, что палка для лапты должна быть совершенно прямой и круглой, поэтому чаще всего мы делали лапту из молодого сосняка. Следите за тем, чтобы лапта не имела выступающих сучков, во избежание неточных ударов, в которых вы будете не виноваты. Более тонкий конец палки - рукоятку - можно обстругать еще немного, чтобы ее было удобно держать в руке. И наконец, закруглите слегка концы и отшлифуйте ваше изделие шкуркой.
Лапта готова.
Еще проще вы можете сделать лапту из рукоятки для лопаты или вил, которые продаются в некоторых хозяйственных магазинах. Такая выточенная заготовка хороша еще и тем, что подходит по толщине (около 4 см) и имеет идеально круглую форму. Только, может, придется ее укоротить и рукоятку обстругать по руке.
А в начале века можно было купить готовую, очень хорошую лапту, выточенную из березы и с ручкой, обмотанной просмоленной веревкой. Вы спросите, зачем еще ручку обматывать? Все дело в том, что в старину, когда в лапту играли не только дети, но и взрослые, рукоятку смазывали столярным клеем и плотно обматывали бечевкой, чтобы при сильных, размашистых ударах тяжелая лапта не смогла вырваться из рук. Между прочим, я помню, что такая неприятность, хоть и редко, но случалась, если вес лапты не соответствовал возрасту и силам игрока. Может быть, потому, что мы ручку никогда ничем не обматывали.
Лучше всего, если у вас будет своя лапта, к которой вы привыкли. У некоторых ребят постарше, самых заядлых игроков, так обычно и бывало. Но можно играть и одной лаптой на ъсех, от этого игра ничуть не теряет интереса.
Придется еще поговорить о мячике для игры в лапту. Дело в том, что раньше, до войны, в любом магазине игрушек продавались простые резиновые мячики. Маленькие, сантиметров пять в диаметре, - черные и чуть побольше, но с более тонкими стенками - светлые. Черные, мы почему-то называли их «арапскими», были очень тугие, как раз для лапты. И стоили все эти мячики копейки. Но теперь их нет - ни черных, ни светлых. Может быть, это и стало одной из причин того, что в такую замечательную русскую игру уже никто не играет. Нечем.
Правда, как-то в детстве мне пришлось видеть у деревенских ребят самодельный мячик, сшитый из тряпок, и даже играть им, но сейчас это был бы просто музейный экспонат. Хотя - как сказать! В 1982 году было издано солидное пособие для институтов физической культуры, где я прочитал: «Для игры требуется лапта... и маленький резиновый или тряпичный мяч». Вот так-то!
Но выход из этого положения все-таки есть. Постарайтесь купить несколько теннисных мячей отечественного производства - они намного дешевле. Только не покупайте один мячик, так как в игре часто бывает - кто-нибудь так далеко запустит его, что найти мячик уже не удастся, особенно если упадет он в кусты, овраг или в траву. И чтобы игра не прекратилась на самом интересном месте, всегда имейте мячик про запас.
Это я говорю вам по собственному опыту, и не только по памяти детских лет. Дело в том, что совсем недавно, когда мы с младшим братом решили навестить нашу деревню, где после войны мы не бывали, я взял с собой теннисный мяч, чтобы посмотреть, не разучился ли я бить. Из сломанной ручки для косы я наскоро сделал лапту, и пошли мы в лес по грибы и ягоды.
На опушке решили поиграть лаптой и мячиком, вспомнить детство. Брат стал подкидывать, а я бил. И к моему великому удивлению и радости, я ни разу не промазал! Я замахивался, а затем рука сама, каким-то внутренним чутьем, выбирала точный момент для удара. Два раза я ударил не очень сильно (боялся все-таки потерять мячик), а на третий решил «вдарить» как следует. И «вдарил»! Мячик взвился, как птичка, в небо и полетел. Потом он стал падать, но где-то очень уж далеко и к тому же за большими кустами.
Долго мы его искали, но увы...
Так и кончилась наша игра. Кстати, и во всей деревне, где когда- то ребята чуть не каждый день играли в лапту, никто уже не играет...
Чтобы закончить разговор о мячике, скажу, что он должен быть крепким и выдерживать сильные удары лаптой. Мягкие мячики с тонкими стенками не годятся. Диаметром не больше теннисного мяча, то есть 6,5 см. Ну а мы чаще всего играли очень тугими черными мячиками, даже меньше теннисных. Когда таким «влепят» по спине, только охнешь! Правда, можно играть мячом и побольше, но его не так ловко держать в руке, да и лететь после удара лаптой он будет медленнее и падать ближе. Это я написал на всякий случай - вдруг вам попадется какой-нибудь другой, не теннисный мячик.
Итак, лапту мы сделали, мячики купили. Теперь нужно найти подходящее место для игры.
В большом городе это труднее, чем в деревне, но в районах новостроек между домами часто бывают большие ровные площадки, которые можно использовать для игры. В Ленинграде наш старый дом выходил одной стороной в тихий, безлюдный переулок, по которому даже машины не ходили. Там мы и играли. А двор был для лапты маловат, да и окна были близко.
В деревне мы уходили играть на просторный луг, за огороды, когда, конечно, трава там была не очень высокая. А чаще всего гоняли в лапту прямо на широкой улице, между рядами изб. Машины в те годы у нас в деревне не ездили, поэтому единственное неудобство состояло в том, что приходилось освобождать дорогу, когда вдали за око-лицей послышится громкое хлопанье пастушьего кнута, - значит, стадо возвращается домой. Коровы, протяжно мыча и помахивая ушами и хвостами, разбредутся по своим дворам, а мы опять принимаемся за игру. Бегаем допоздна, пока можно углядеть полет мяча в небе... Зато спишь потом, как говорится, без задних ног.
Для игры в лапту нужно больше места, чем для всех других игр. Общий размер площадки должен быть метров пятьдесят в длину и метров двадцать пять в ширину - примерно в таких пределах могут падать хорошо пробитые мячи. Вполне возможно, что и среди вас обнаружится игрок, который сможет удачным и сильным ударом послать мяч вперед метров на пятьдесят и даже дальше. Или «засветить» в небо свечу метров на двадцать! А ведь двадцать метров - это высота шести-семиэтажного дома! Ребята поменьше и девочки с обожанием смотрят на таких игроков. Да и вообще один такой удар может спасти всю твою команду. Но об этом я подробно расскажу дальше.
Поэтому и нужно, чтобы на вашей площадке не было никаких препятствий вроде деревьев, столбов, окон, протянутых проводов, а также кустов и высокой травы, где бы мог потеряться мячик. Когда выбираете постоянное место для игры, понаблюдайте, чтобы там после дождя не застаивалась надолго вода, но и пыли чтоб не было в жаркие дни. Но обычно выбирать не приходится, все равно чаще всего играют во дворе, около своего дома. Если это место вытоптано и все-таки пылит, то перед игрой минут за десять не поленитесь притащить несколько ведер воды и веником разбрызгать по земле.
А если у вас поблизости есть самодельное или настоящее футбольное поле, то лучшего места для игры в лапту трудно даже придумать!
Конечно, мы никогда не меряли место для игры с помощью рулетки или складного метра, да и вам этого делать не придется. Измерьте и запомните длину пары обычных своих шагов, это будет что-нибудь около 110-120 см, вот шагами и меряйте площадку. Тем более, что особая точность здесь и не нужна - пять метров больше, три метра меньше - не повлияют на игру.
А когда вы сами поиграете в лапту, освоитесь с полем, ударами и перебежками, то вообще научитесь выбирать место для игры на глазок, как мы и делали. Ведь никаких книжек про лапту мы не читали, а учились друг у друга, младшие у старших.
На площадке надо каким-либо образом обозначить линии, которые совершенно необходимы для игры в лапту. Этих линий четыре, и между ними образуется прямоугольник, называемый полем. Он будет несколько меньше выбранного вами места для игры.
Сначала у одного, более короткого края площадки обозначим линию «города». С нее вы и будете бить лаптой мяч в поле. Город надо как-то отметить, например, глубоко прочертить линию на земле. Или даже выкопать неглубокую канавку. А если играете на траве, то лучше всего по всей линии вырезать узкие полоски дерна, перевернуть их землей вверх и уложить на то же место. В крайнем случае, положите на черту палки или закрепите длинную веревку. Мы, например, притаскивали и клали на середину линии города здоровенную жердь. Затем по краям надо воткнуть палки или положить камни, кирпичи или другие заметные предметы. Длина этой линии метров двадцать. Потом отшагайте от нее вперед метров на тридцать пять и таким же образом обозначьте линию «кона», до которой вам придется бегать. Хорошо, если на коновой черте будет какой- либо ясно видимый ориентир, ну хотя бы воткнутая палка с накинутой на нее рубахой. Это очень помогает рассчитывать силы и время при перебежках и вообще ориентироваться в игре.
Образовавшееся пространство между линией города и линией кона и будет полем.
Теперь осталось наметить еще одну коротенькую, но очень важную линию, называемую «прискоком». Она располагается метрах в трех левее середины линии города и на два-три шага впереди от нее, то есть уже в поле. Длина « прискока » - метра два или чуть больше, когда в игре участвуют много игроков.
Края поля между концами линий города и кона называются боковыми линиями. Все это хорошо видно на рисунке.

Это я рассказал, как разметить игровую площадку для ребят старше 13 лет. А для ребят от 10 до 12 лет сгодится площадка и поменьше - общая ее величина может быть метров сорок в длину и двадцать в ширину. Линии города и кона сделайте метров по пятнадцать, а расстояние между ними - метров двадцать пять.
Повторяю, что главное, на что надо обращать внимание, - это, чтобы в направлении полета мяча как можно дальше не было кустов и зарослей травы, где бы мог потеряться мячик. Кроме того, при неточных ударах мяч может улететь и за боковую линию, так что и там кусты и прочие ловушки для мяча нежелательны, особенно вблизи линии кона.
На самом поле, где будет происходить вся игра, не должно быть кочек, камней, валяющихся палок и других препятствий, о которые можно споткнуться. Поэтому перед игрой наведите порядок на поле, уберите мусор и все лишнее.
Желательно бы учесть при выборе площадки, чтобы солнышко не слепило глаза игрокам. Особенно это важно для игроков поля, которым нужно видеть полет мяча. Поэтому лучше, если по длине площадка будет расположена примерно с востока на запад, тогда солнце днем будет проходить сбоку, с южной стороны. Но если по условиям места это невозможно, то линию кона устраивайте со стороны солнца, чтобы оно светило в спину полевым игрокам. Это я подробно объяснил, как сделать настоящее поле для лапты. Но по секрету вам скажу, что можно поиграть в лапту почти в любом длинном месте. Отметьте как-нибудь, откуда бить, докуда бегать, и играйте. Только чтобы мячом стекла не побить. А потом уж подыщите и оборудуйте поле по всем правилам.
В лапту могут играть преимущественно мальчики. Правда, когда мне было лет десять, я помню, что мы принимали в игру и девчонок, и они играли порою не хуже нас, но у ребят постарше игра идет уже всерьез, и девчонок в нее мы не брали. На Руси издавна даже поговорка такая была: «Не берись, девка, за лапту».
Для игры в лапту нужно разделиться на две партии. Определенного числа игроков, как, например, в футбольной или хоккейной команде, здесь не требуется, поэтому в каждой партии может быть от пяти до десяти человек. То есть общее число играющих будет от десяти до двадцати человек.
Как разбиться на партии, вы уже знаете из описания игры в чижика. Сперва выбираются два сильнейших и самых опытных игрока, которые будут матками. Но иногда это бывает не так уж просто сделать. Хорошо, если ребята сразу и единодушно назовут двоих таких игроков. А если троих или четверых? Тут поднимается такой шум и гам, что понять что-либо вообще бывает невозможно. В таком случае самым простым и справедливым решением будет выбор по количеству голосов. Кто-нибудь выкликает по очереди имена всех названных ребят и считает поднятые за каждого руки. Те двое, за кого было поднято больше всего рук, и становятся матками. Остальные идут сговариваться, а когда сговорятся, подходят к маткам, которые и угадывают себе игроков из каждой пары. Только разбиваться на пары здесь надо не по возрасту или росту, а главное - по умению и опыту игры в лапту. Поэтому некоторые матки предпочитают сами и совместно подбирать равноценные пары. Но это только в том случае, если все ребята долго играли вместе и хорошо друг друга знают.
Когда мы, сговорившись, подходили к маткам, то спрашивали: «Мати, мати, кого тебе дати - муравья или кузнеца?» (репку или морковку, сапог или лапоть, дырявое ведро или самовар без крантика; вообще что кому взбредет в голову, сговорки у нас не повторялись никогда).
Матка выбирает что-нибудь из этой белиберды и радуется, когда выбор бывает удачен - ведь совсем равные по силе игроки подбираются в парах редко. Но если матка видит, что в какой-то паре игроки, на ее взгляд, слишком уж неравноценны, она имеет право отказаться от выбора и послать их пере- сговориться с кем-нибудь другим. Вообще если уж вы выбрали маток, то спорить с ними нельзя - матки командуют всей игрой и разрешают все споры как в своей партии, так и между партиями. А если маткам не удается полюбовно разрешить какое-либо недоразумение, то приходится бросать жребий.
А как быть, если собралось нечетное число игроков и всем охота играть?
Тогда лучше разделиться на партии при помощи «набора». Делается это так. Сначала матки между собою по жребию определяют, кто начнет этот набор, а потом поочередно выбирают себе любого игрока. Начинают они, естественно, с самых лучших. Та матка, которая начинала выбор, наберет себе несколько более сильную партию. Поэтому последнего игрока, которого никто не выбрал, забирает в свою партию вторая матка. Практически получится так, что оба последних игрока будут играть во второй партии.
Иногда игроки каждой партии выбирают себе еще и подматка, то есть помощника матки. Это, я считаю, делать очень полезно. Например, если матка служащей партии находится в городе подавальщиком, то подматок играет в поле, и ему легче командовать своими игроками. Конечно, подматком тоже следует выбирать опытного и сообразительного игрока.
Затем начинается самый волнующий момент перед игрой - определение, где какая партия будет начинать игру. Для этого, так же, как в «чижике», матки «конаются» на лапте, и тот, кому досталось схватить ее верхний конец, берет лапту себе и идет, не скрывая радости, со всей своей партией играть в город. А другая матка со своей партией отправляется в поле водить, или, как это называется при игре в лапту, «служить».
В старину, когда играли плоской лаптой и кожаным мячом, конались так: одна из маток плюнет на одну сторону лапты, подкинет ее вверх и спрашивает: «Сухого или мокрого? » Другая матка, например, крикнет: «Мокрого!» Тогда, если лапта упадет «плюнутой» стороной на землю, угадавшая матка идет бить в город.
Ну а мы в деревне чаще всего конались так: матка берет за ручку лапту, бросает ее высоко вверх, чтобы она завертелась колесом, и спрашивает: «Тыка или ляпа?» (Тыка - это когда лапта упадет на землю торчком, а ляпа - плашмя.) Другая матка, пока лапта кувыркается в воздухе, должна угадать. Не угадает - идет служить. Иногда лапта падала как-то боком, не поймешь, то ли тыка, то ли ляпа? Начинался спор и крик, в котором принимали участие обе партии. Но этот спор матки быстро прекращали и перебрасывали лапту снова.
Но вот все волнения перед игрой кончились. Теперь надо подготовиться к игре - снять, если нужно, пиджаки или куртки, вынуть и сложить в сторонке все лишнее из карманов, а так как сегодня многие носят часы - обязательно снять их.
Смотришь, с кем же тебе на этот раз играть в одной партии, и по указанию своей матки занимаешь место в городе или на поле.
А теперь давайте посмотрим, как же обе матки расставляют своих игроков? Ведь от этого во многом будет зависеть успех игры.
Начну с расстановки игроков в поле.

Первым делом надо самого опытного, ловкого и меткого игрока (№ 1) назначить в город подавать мяч. Почему? А вот почему.
Во-первых, подавальщик, находясь в пределах города, то есть в самом стане противника, должен зорко следить за соблюдением правил игроками играющей партии. Кроме того, так как у него в руках мячик, он может и запятнать нарушившего некоторые правила игрока.
Во-вторых, подавальщик вообще руководит игроками поля, кричит, кому перебросить мяч, кого пятнать, кому где занять место на поле в зависимости от хода игры, и, кроме того, должен знать и применять разные хитрости.
Ну, а в-третьих, представьте себе такой, довольно часто встречающийся в игре случай. Игрок города хорошо ударил по мячу, мяч улетел далеко и упал аж за линией кона! Тот, кто бил (а он издавна в этой игре называется метальщиком), успел добежать до кона и не-сется во весь дух обратно. Поднявшему мячик нет никакой надежды осалить уже подбегающего к городу игрока. Тогда он быстро перебрасывает мячик кому-то из игроков поля, а тот - в город подавальщику. Вот он, миг удачи! Подавальщик ловит мяч и в упор «расстреливает» бегущего прямо на него игрока Город выигран.
Но чтобы все это удалось, подавальщик должен уметь хорошо ловить мячи, так как если не сможет поймать, мячик укатится, и, пока он его настигнет, все отбегаются и салить будет некого.
Теперь вы понимаете, почему матка служащей партии ставит в город самого опытного и меткого игрока, а в большинстве случаев берет эту почетную и трудную обязанность на себя.
Второго по опытности игрока (№ 2) матка отправляет на другое очень важное место - на линию кона. При хороших ударах, когда игроки города наверняка совершают перебежки, к нему чаще всего попадают мячи. Вот тут ему и приходится быстро решать - салить самому или перебросить кому-то из полевых игроков, которому, на его взгляд, сподручнее попасть в перебегающего. Обычно это место занимает подматок. В его обязанности также входит следить за тем, чтобы все бегуны обязательно забегали за коновую черту, а не хитрили и не поворачивали обратно, не добежав до нее.
Еще одного, тоже умелого и ловкого игрока (№ 3), надо поставить на середину поля, где он будет находиться в самой гуще борьбы.
Оба этих игрока стоят на линии полета мяча, поэтому они должны уметь хорошо ловить «свечки» ну и, конечно, метко салить.
А самого сильного игрока (№ 4), способного далеко и точно перебрасывать мяч, матка отправляет дальше всех - за линию кона. К нему и прилетают самые дальние мячи. Он, как правило, сам не салит игроков - они до него не добегают, поэтому перебрасывает мячик кому- либо из своей партии, находящемуся в пределах поля. Во время игры он сам уточняет свое место, наблюдая, куда чаще всего падают мячи. И хорошо, если он сможет учитывать, какого удара можно ожидать от каждого из игроков города.
Ну вот, четырех главных игроков мы уже разместили. Если вас в каждой партии всего по четыре, то уже можно играть.
Но я не припомню, чтобы мы играли таким малым количеством игроков. Стоило нам услышать, что где-то собираются играть в лапту, как все бежали туда и старались попасть в число играющих. Так что партии составлялись иногда человек по десять и даже больше.

Помню, что когда я был еще слишком мал, чтобы играть самому, то всегда бегал хотя бы поглазеть на игру. В то время большие парни собирались играть в лапту на площади в середине села, недалеко от церкви. В старину, как мне рассказывали, там даже происходили ярмарки, на которые приезжали крестьяне из окрестных деревень, чтобы что-то купить или продать, а то и просто повеселиться. Ярмарок я уже не застал, а вот в лапту там играли часто. И зрители, стар и млад, собирались со всего села. Сколько было шума, крика и азарта! Каждый за кого-нибудь обязательно болел - за брата, знакомого или соседа. А сами игроки до того набегаются, упарятся, что кое-кто сначала рубахи скидывает, а потом и обутки, и глядишь - все уже носятся босиком. Никакого асфальта там не было, да и сейчас нет, а была теплая, плотно утоптанная земля, по которой одно удовольствие бегать босиком.
Летом темнеет поздно, поэтому играли до самого ужина. К вечеру с Волги уже холодком тянет, но игрокам все нипочем! И зрители не расходились до конца игры. До сих пор помню, как мне однажды удалось подержать своими руками лапту. Она мне показалась такой увесистой, такой огромной! Наверное, больше метра она была. И ручка была отполирована руками игроков до блеска.
Но вернемся к расстановке игроков.
Самое лучшее, когда в каждой партии будет от 7 до 9 человек. Нет лишней толкотни на поле, и всем игрокам находится нужное место.
Итак, матка служащей партии продолжает свою важную работу. Еще одного хорошего игрока (№ 5) она ставит в нескольких метрах перед линией города. Но так как подавальщик стоит на середине линии по правую руку от метальщика (если, конечно, метальщик не левша), то этот игрок пусть встанет немного левее. Но только не перед самым прискоком, иначе его просто сшибут ринувшиеся на кон игроки! В его задачу входит быстро подбирать близко пробитые мячи, а главное, ему перебрасывают мячи из глубины поля, когда перебегающие игроки возвращаются в город. В этом случае он с мячом в руке бежит навстречу перебежчикам и может даже гнать их обратно на кон. Нечего и говорить, что этот игрок должен быть метким бросалыциком.
Остальные два или четыре игрока распределяются по краям поля вблизи от боковых линий - становятся «по ловлям». Если их двое, то они располагаются примерно на уровне центрального игрока, если четверо, то два (№ 6 и 7) - несколько ближе к городу, а два других (№ 8 и 9) - между центральным игроком и коновой чертой. Они должны ловить или подбирать мячи, посланные к боковым линиям, и тоже могут салить бегунов.
Если партии составились по десять игроков, то за коновой линией можно поставить не одного, а двоих (№ 10), а если по одиннадцать, то и перед городом - тоже двоих (№ 11).
Одновременно и матка играющей в городе партии стремится получше распределить своих игроков для начала игры. Но ее заботы уже другие - она должна указать своим игрокам, в каком порядке они будут бить по мячу.
А чтобы вам были понятны ее заботы, давайте сначала немного поиграем.
Сразу скажу, что игроки могут бить только по одному разу. Каков бы ни получился удар, даже если вовсе не попал по мячу, - передавай лапту следующему. Снова «получить руку», то есть право бить по мячу, игрок может только после того, как сбегает на кон и неосаленный вернется обратно.
А бежать надо обязательно, ибо если ты «не имеешь руки», ты бесполезен для своей партии.

Как я уже говорил, все бьют только по одному разу, за исключением двух особых случаев. Один, довольно редкий случай, состоит в том, что все игроки города, кроме последнего, пробили неудачно, то есть не попали лаптой по мячу, или ударили так, что он улетел за боковую черту или вовсе не вышел из пределов города. Поэтому никто еще не смог сбегать на кон. Тогда этот последний игрок становится «выручалой», и ему дозволяется бить три раза подряд.
Но вот выручала пробил и при первом уже ударе оправдал свое название - мяч вылетел за пределы города, хоть и близко, но вылетел. Его сразу же подхватили игроки поля. И хотя у выручалы в запасе еще два удара, но вдруг он их промажет? Поэтому хочешь не хочешь - приходится бежать. Все и побежали. Ох как это трудно и рискованно сбегать туда и обратно после слабого удара! Тут уж почти всегда кого-нибудь да осалят.
Но если выручала все свои три раза пробил неудачно, то его партия остается «без руки». Поэтому она должна сдать лапту и покинуть город.
О втором случае игры «на выручке» я расскажу немного позже.
Вот исходя из всех этих соображений, матка и назначает очередность своих игроков.
Поэтому первым надо дать пробить самым слабым игрокам, в том числе и начинающим. Если они и промажут, то следующие игроки пробьют хорошо и дадут им возможность сбегать на кон и обратно. Последним назначается бить самый лучший игрок партии, как правило, эту роль берет на себя сама матка.
Наконец, все игроки заняли свои места. Можно начинать. Вернемся снова к началу игры и по ходу рассмотрим подробнее ее правила.
Первый метальщик (М) берет лапту и становится в середине линии города. Остальные игроки его партии стоят в том порядке, в каком они назначены бить, с правой стороны линии города, за подавальщиком. Учтите, что ни сам метальщик, ни другие игроки партии ни в коем случае не должны выходить за черту города до удара, иначе подаваль-щик их непременно осалит. Но и сам подавальщик при этом не имеет права переступать черту и тем более гоняться с мячом за игроками по всему полю.
Подавальщик (№ 1) становится справа от метальщика, лицом к нему, шагах в двух-трех, чтобы было удобно подавать и, конечно, чтобы ему не попало лаптой при ударе.
Когда метальщик скажет «давай!», подавальщик аккуратно подбрасывает мячик вверх и немного вперед к метальщику, чтобы тому было сподручно ударить по мячу концом лапты. Впрочем, если вам не нравится, когда у вас перед носом с тугим свистом проносится конец лапты, не возбраняется после подбрасывания отступить на шаг назад. Подбрасывать мячик надо примерно на метр выше своего роста. Хотя некоторые предпочитают более низкие подачи.
Если, по мнению метальщика, мяч подброшен неудачно, неудобно для удара, то он может не принимать подачу и не бить по мячу, а потребовать его перебросить. В этом случае лучше всего указать концом лапты, как желательно подбросить мячик - повыше или по-ниже, поближе или подальше. Но чтобы метальщик не очень уж привередничал, ему разрешается не принимать добросовестно поданную подачу не больше трех раз. Потом он теряет право на удар и уступает лапту следующему игроку. Замах лаптой за удар не считается, но если метальщик после замаха уже двинул лапту вперед, а только потом остановился и раздумал бить, то это считается за промах. Теперь предположим, что пер-вый игрок промазал, второй тоже. Они выходят на линию «прискока», который и является исходной позицией для всех, кому надо бежать на кон, и маются там, ожидая хо-рошего удара.
Ну вот наконец третий метальщик ударил по мячу прилично. Все трое, не медля ни секунды, рванулись бежать на кон. Пока мячик летел, они туда добежали и навострились было бежать обратно. Но... мячик уже поднят кем-то из игроков поля. Возвращаться опасно - осалят. И даже самый шустрый из троих, который уже побежал было в город, поспешил убраться обратно за коновую черту.
Как вы уже поняли, салить можно только на поле. В пределах города, а также за коновой линией игроки неприкосновенны. Видя, что салить некого, игроки поля быстро перебрасывают мяч в город, подавальщику, прекращая тем самым всякие перебежки.
Бьет четвертый игрок. Вот он-то «засветил» мяч как следует - высоко и далеко за линию кона. И сам, бросив лапту, кинулся бежать (понятно, уже не с прискока, а прямо со своего места). А навстречу ему в город несутся трое предыдущих игроков. Пока там за коном игрок бегал к мячу и поднимал его с земли, последний метальщик тоже успел добежать до кона и вернуться обратно. Все рады и хвалят его за отличный удар.
Между прочим, мне доводилось видеть, как иногда ребята играли в лапту без «прискока», - все бегали прямо с линии города. И само собой, бегуны старались занять место для старта подальше от подавальщика, у самого конца линии города, чтобы ему труднее было попасть в них издалека. Поэтому в случае преждевременного рывка подавальщик просто возвращал их назад. Но это, согласитесь, не так интересно для подавальщика, ибо практически лишает его возможности наказывать нарушителей правил. Прискок для того и делается, чтобы жаждущие побежать на кон не могли скапливаться в углу площадки, а становились поближе к подавальщику, прямо перед его глазами. Кстати, в старину этот прискок называли еще «тягой» и даже «суетой». Чувствуете, какие подходящие, меткие названия выдумывал русский народ! Все три - одно другого лучше!
Важное предупреждение: лапту после удара надо сразу бросать. Если кто-то впопыхах побежит с лаптой, или даже бросит ее, но за линией города, или попадет брошенной лаптой кому-то по ноге, то партии сразу меняются местами. Когда лапта упала на черту, но большая половина ее лежит в поле - считается, что брошена в поле. А брошенную в поле лапту подавальщик имеет право запятнать рукой, крикнуть «лапта» и больше уж не отдавать ее соперникам, так как город они, как говорится, прошляпили.
Продолжение следует.
Материал скопирован с сайта.

В проведении первого этапа круглогодичного общегородского по русской лапте столкнулись с тем, что мало кто сейчас в Липецке знает суть и правила этой игры. Фото игры можно посмотреть , а правила публикую ниже.

Лапта - командная народная русская игра со специальной битой и мячом. С одной стороны - игроки должны подавать мяч, направляя его на достаточно дальнее расстояние, и пока он летит пробежать через игровую площадку и вернутся обратно, с другой - представители второй команды должны попытаться поймать летящий мяч и запустить им в противника.

Для игры в русскую лапту привлекаются две команды. Проходит она на открытой площадке, в естественных условиях. Главная задача русской лапты - ударом, который производится лаптой, отбить мяч, подбрасываемый представителем команды соперников, и направить его как можно дальше. Одновременно нужно выполнить пробежку в обе стороны (туда и обратно), не позволяя представителю противоположной команды «осалить» пойманным мячом. Каждая удачная пробежка приносит участникам баллы. Выигрывают те, кто за условный период времени наберет наибольшее количество очков. Русская лапта имеет немало родственных игр по всему миру - это американский бейсбол, финляндский песаполо, румынская ойна, а также крикет.

История русской лапты начинается очень давно: упоминания о ней встречаются даже в памятках древнерусской письменности, а биты и мячи для игры были найдены при раскопках в Новгороде в слоях, относящихся к 14 столетию.

Во времена правления Петра Великого русскую лапту использовали в качестве действенного средства для физической подготовки солдат некоторых подразделений и полков - Шевардинского, Преображенского, Семеновского, например.

В дореволюционный период русская лапта применялась как метод активного отдыха и досуга, как способ физвоспитания детей и молодежи. Причем играли в русскую лапту и взрослые, и дети. При Подвойском (комиссар просвещения) она была распространена среди бойцов-красноармейцев - тоже как эффективное средство для поддержания физической подготовки.

Официальные состязания по русской лапте начали проводиться в 50/60-ых годах ХХ столетия. Затем первенства на некоторое время были прерваны. Но, начиная с 1986-го, когда было утверждено Постановление Государственного спортивного комитета тогдашней СССР о развитии русской лапты, софтбола и бейсбола, игра вновь приобрела популярность. Результатом стало возобновление всероссийских соревнований и турниров.

Затем в 1996-ом возникла межрегиональная федерация лапты. В 2003-ем эта структура получила новый официальный статус - Федерации русской лапты , которая стала общественной всероссийской физкультурно-спортивной организацией, объединяющей 46 отделений по регионам России. Кроме того, сейчас лапта официально признана видом спорта и включена в Единую российскую спортклассификацию.

В настоящее время ее активно продвигают в 45 субъектах федерации. Устраиваются разного уровня первенства, кубки и чемпионаты по русской лапте среди представителей самых различных возрастных категорий. В большом количестве городов, в периферийных районах и сельских субъектах РФ сегодня действуют отделения ДЮСШ по русской лапте. Наибольшую популярность русская лапта получила в Свердловском, Амурском, Тульском, Челябинском, Томском, Новгородском, Воронежском регионах и в Башкортостане, где имеется отличная научно-методическая и спортивная база для обучения игре в русскую лапту.


ВВЕДЕНИЕ
В лапту играют две команды, каждая из которых состоит из пяти человек. Одна команда находится в поле, она является защищающейся, вторая - на линии города, она атакующая. Задача игроков атакующей команды, после выполненного удара битой по мячу, постараться перебежать через поле. Задача защищающейся команды - подобрать или поймать мяч и попасть им (осалить) игроков атаки, находящихся в поле. Игрок атаки, совершивший перебежку через все поле и вернувшийся назад, приносит своей команде 2 очка. Игрок защиты, поймавший мяч с лета, приносит своей команде 1 очко. Игра длится четыре тайма по 15 минут. Победителем является та команда, которая наберет больше очков.

ПЛОЩАДКА
Игровая площадка представляет собой прямоугольную площадку. Размеры площадки, в зависимости от ранга соревнований и условий проведения соревнований составляют: ширина - 15-55 м, длина - 25-40 м. Размеры измеряются по внешней линии, ограничивающей поле.
Комментарий. Соревнования могут проходить на площадке с искусственным покрытием, так и на травяном или земляном покрытии. По боковым линиям должно быть свободное пространство 3 метра, с торцевой линии и линии города - 5 метров. Если игра проходит в зале, освещение должно быть достаточным и равномерным.

ШТРАФНАЯ ЗОНА
В штрафную зону входит шестиметровое пространство от линии Города, она служит для определения правильности удара и выноса мяча за линию Города.
Комментарий. Удар считается не действительным, если мяч по воздуху не пересек линию штрафной зоны. Во время выноса мяча за линию Города в штрафной зоне должно находится не более одного игрока защиты. Судьям не подавать сигнал на право удара, пока игрок защиты не выйдет из штрафной зоны.

ПЛОЩАДКА ПОДАЮЩЕГО
Находится в центре лицевой линии, ограничивается двумя линиями на ширине 3 метра и длиною 1 метр.

ЗОНЫ СКАМЕЙКИ КОМАНД
Зоны скамейки команд находятся вдоль лицевой линии по обеим сторонам штрафной площадки. Скамейки должны быть рассчитаны на 10 человек для каждой команды.

КОМАНДЫ
Каждая команда состоит не более чем из 8 игроков и тренера. Один из игроков является капитаном. Состав команды перед началом игры не может иметь менее пяти участников. Во время игры команды в защите на площадке должно находиться пять игроков. Во время игры в нападении игроки не имеющие право на атаку, находятся на скамейке.

КАПИТАН
Каждая команда должна иметь своего капитана. Когда возникает необходимость, капитан является представителем своей команды на площадке. Он может обращаться к судье по вопросам, связанным с толкованием Правил или для получения необходимой информации, по окончании игрового момента. Это он должен делать в корректной форме. Если по какой-то причине капитан заканчивает игру, он предупреждает об этом судью и назначает одного из игроков выполнять его обязанности и передает ему повязку.

ТРЕНЕР КОМАНДЫ
Каждая команда должна иметь тренера. Тренер несет всю ответственность за свою команду и является руководителем по всем вопросам. За 15 мин до начала игры он должен заполнить протокол игры. Он имеет право объявить судей о замене, о таймауте, обратиться к судье по каким-то разъяснительным вопросам, но только по окончании игрового момента. Тренер может иметь помощника, но об этом он должен заранее сделать запись об этом в протоколе. Помощник тренера может обращаться к судьям только в том случае, когда тренер по каким-либо причинам покинул игру. Обязанности тренера может выполнять капитан команды.

СУДЕЙСКАЯ БРИГАДА
На одну игру назначаются судейские бригады в составе: ст.судья, судья на линии, секретарь.

СТАРШИЙ СУДЬЯ
Старший судья должен проверить и утвердить место проведения игры, проверить форму и снаряжение команд, при необходимости проводит предигровую жеребьевку, выводит на игру команды, принимает решения по всем вопросам по ходу игры. В случае возникновения спорных вопросов принимает решение, дает команду на начало и окончание игры, дает свисток на остановку игрового момента и возобновления игры, проверяет протокол, утверждает счет. Подтверждает или аннулирует решение линейных судей.

ЛИНЕЙНЫЙ СУДЬЯ
Линейный судья контролирует ход игры и жестами указывает на те или иные действия игроков старшему судье и игрокам, подписывает протокол.

СЕКРЕТАРЬ
Секретарь проверяет правильность заполнения протокола до начала матча. Ведет протокол во время игры, следит за заменами, общим временем, подсказывает ст.судье о выходе мяча в аут и правильности набранных очков, регистрирует использованные минутные перерывы, подписывает протокол и передает его гл.судье соревнований.

ИГРОВОЕ ВРЕМЯ
Игра состоит из четырех таймов по 15 минут общего времени. Между первой и второй, третьей и четвертой четвертями двухминутный технический перерыв. Между второй и третьей четвертью перерыв 5 минут.
Комментарий. В зависимости от ранга и уровня соревнований общее время может быть сокращено, как игровое, так и перерывы.

НАЧАЛО ИГРЫ
Игра начинается с приветствия команд. Согласно жребию, одна команда занимает позицию в защите, другая - в нападении. По свистку старшего судьи игрок нападения производит первый удар и начинается общий отсчет времени.

УДАРЫ ПО МЯЧУ
Удары по мячу производятся битой, которая держится двумя руками, а замах производится из-за головы. Бить с плеча или с боку запрещается. На правильный удар дается две попытки. Удар считается действительным, если мяч по воздуху пересек шестиметровую зону и упал в пределах поля или по воздуху улетел за линию города не пересекая боковые линии. Удар считается не действительным, если мяч в воздухе задел потолок, сетку и др. посторонние предметы. После неправильной первой попытки дается вторая, если и она не удачная, то игрок лишается удара, но он имеет право на перебежку. Игрок может отказаться от удара, для этого он должен встать в районе зоны подачи и, подняв вверх руку оповестить об этом старшего судью.

ПОДАЮЩИЙ
По просьбе бьющего он подает мяч на указанную высоту. Для совершения удара дается возможность двух подкидываний. Подающим игроком должен быть на совершения удара. Подающий не имеет права на атаку, но может выходить в поле на обратное осаливание.

ПРАВО НА АТАКУ (ПЕРЕБЕЖКУ)
Право совершить перебежку имеют только те игроки, которые совершили попытку удара. Совершив полную перебежку, игрок может совершать перебежку только после совершения им удара.

ВЫНОС МЯЧА
Вынос мяча производится игроком защиты, находясь в пределах игрового поля. Мяч может быть вынесен как броском, так и в руке между флажками линии города. Если мяч пересек линию города через боковые линии, то игра продолжается. Запрещается делать ложные замены на вынос мяча.

ОСАЛИВАНИЕ
Осаливание - попадание мяча в игрока атаки. Осаливание игрока на падения производится в тот момент, когда он совершает перебежку и находится в поле. Осаливать можно только находясь в пределах поля, мяч должен быть выпущен из рук. После осаливания игра продолжается, и игроки защиты должны покинуть поле за линию кона или города. Если при осаливании мяч попал в голову, то осаливание не засчитывается, при умышленном попадании в голову игрок защиты наказывается желтой карточкой.

ОБРАТНОЕ ОСАЛИВАНИЕ
После осаливания игроки той команды, игрок которой был осален имеют право производить обратное осаливание, т.е. подбирать мяч и осаливать игрока противоположной команды. Обратное осаливание может происходить многократно. На обратное осаливание со скамейки запасных в поле может выходить не более 5 человек, в противном случае дается свободная смена команд.

САМООСАЛИВАНИЕ
Игрок нападения считается самоосаленным, если он выбежал и вернулся за линию кона или города, во время перебежки выбежал за боковую линию, коснулся мяча или игрока защиты владеющего мячом. Очки, набранные в момент самоосаливания, не засчитываются. Игрок защиты после самоосаливания и свистка судьи оставляет мяч в поле и покидает его за линию кона или города. Игроки, совершившие самоосаливание имеют право на обратное осаливание. При умышленном самоосаливании назначается свободная смена.

Теплое время года - время походов, пикников и просто совместного времяпрепровождения на природе. А чтобы такие встречи были веселыми и запоминающимися, необходимо проводить их активно и интересно.

Лапта игра - описание

Ещё в далекие времена наши предки любили лапту. Популярные сегодня за границей бейсбол и крикет - тоже игры «лаптового» типа. Это занятие не требует дорогих специально оборудованных площадок и особого инвентаря. Главное-наличие небольшого прямоугольного участка длиной 40-55 м и шириной 25-40м с покрытием, удобным для бега (трава, земля, щебенка и т.п.). Также потребуется бита и теннисный мячик.

Бита для русской лапты должна быть цельнодеревянной, без различных дополнительных держаков и обмоток. Её длина может составлять от 60 до 110 см, а диаметр-около 5 см, при этом рукоятка имеет длину не более 30см. Ребята помладше могут использовать плоскую биту длиной 80 см и толщиной 2 см.

Площадка для лапты делится на 2 зоны, как указано на рисунке. С одной стороны находится, так называемая «линия города», откуда происходит подача, а с другой - линия «дома» («кона»), между ними расположено поле.

Правила русской лапты

Итак, как играть в лапту? Создаются 2 команды по 5-12 человек (обычно 6). По жребию одна из команд становится бьющей и занимает территорию «города», а их соперники-водящие расходятся по всему полю.

Команда бьющих

Один бьющий становится в зону подачи (2) и отбивает как можно дальше мяч, подкинутый его партнером. После чего, бросая биту, стремительно перебегает поле до зоны города и обратно, избегая «осаливания» (попадания мячом, который поймали противники). Бьющий может остаться в зоне дома, чтобы избежать попадания, но для обратного возращения в город необходимо будет ждать удар следующего игрока.

Участникам, совершающим пробежку, запрещено:

  • касаться мяча;
  • выбегать за боковые линии;
  • возвращаться обратно в город, не побывав в доме;
  • выбежав из кона на поле, возвращаться снова в кон.

Игрок, который вернулся из дома («кона») в город, зарабатывает очко для своей команды. Каждый участник имеет право только одного удара. А, заработав очко для своей команды, получает еще одну попытку.

Правильно выполненным считается удар, при котором:

  • мяч перелетает штрафную линию и оказывается в пределах поля;
  • мяч оказывается за линией кона, но в пределах воображаемого продолжения боковых линий;
  • бьющий наносит удар, находясь в своей зоне и не наступая на линию города;
  • во время удара по мячу, игроки бьющей команды находятся за границами поля в своей зоне.

Команда водящих

Игрокам, находящимся в поле, необходимо поймать отбитый мяч налету руками, до его падения на землю и переместить обратно в город. Если словить мяч не удалось, как можно скорее нужно подобрать мяч с земли и попасть им в перебегающего. Причем, перемещаться с мячом в руках, строго запрещено, только передавать друг другу бросками. Также игрокам в поле нельзя касаться перебегающих и мешать их движению.

Когда перебегающего осалили мячом завязывается борьба за город. В этом случае команды как бы меняются ролями. Бывшие водящие, находящиеся в поле, стараются быстро занять территорию города, а бьющие выбегают в поле и стараются быстрее подобрать мяч, чтобы попасть в убегающих. Происходит это до тех пор, пока одна из команд не вернется в город в полном составе.

Победит та команда, которая сможет набрать наибольшее количество очков.

Данные правила являются универсальными для спортивной лапты. Но в тоже время существуют разные виды лапты, правила которых могут меняться в зависимости от количества игроков и формы поля.