В структуре технической подготовленности выделяют. Особенности спортивной подготовленности спортсменов
Структура подготовки спортсмена
Современная система подготовки спортсмена является сложным, многофакторным явлением, включающим цели, задачи, средства, методы, организационные формы, материально-технические условия и т.п., обеспечивающие достижения спортсменом наивысших спортивных показателей, а также организационно-педагогический процесс подготовки спортсмена к соревнованиям.
В структуре системы подготовки спортсмена выделяют:
спортивную тренировку;
спортивные соревнования;
вне тренировочные и вне соревновательные факторы, влияющие на результативность тренировки и соревнований.
Основные понятия спортивной тренировки и подготовленности легкоатлета
Спортивная тренировка как важнейшая составная часть системы подготовки спортсмена представляет собой специализированный педагогический процесс, основанный на использовании физических упражнений с целью достижения физического совершенства и высоких спортивных результатов путем воспитания, обучения и повышения функциональных возможностей спортсмена.
В процессе спортивной тренировки решаются общие и частные задачи, которые в конечном счете обеспечивают спортсмену крепкое здоровье, нравственное и интеллектуальное воспитание, гармоничное, физическое развитие, техническое и тактическое мастерство, высокий уровень развития специальных физических, психических, моральных и волевых качеств, а также знаний и навыков в области теории и методики спорта.
Достигнуть высот спортивного мастерства можно только в процессе круглогодичной тренировки на протяжении ряда лет при Правильном сочетании физических упражнений и отдыха; путем Постепенного повышения тренировочных и соревновательных нагрузок, соблюдая оптимальное соотношение их объема и интенсивности; организуя общий режим жизни и деятельности в рамках условий спортивного образа жизни. Тренировка в отдельных видах легкой атлетики проводится с учетом индивидуальных особенностей спортсмена и специфики этих видов.
В результате спортивной тренировки происходят разнообразные морфологические и функциональные изменения в организме спортсмена, определяющие состояние его тренированности, которое принято связывать преимущественно с приспособительными (адаптационными) перестройками биологического характера, отражающими возможности различных функциональных систем и механизмов. Обычно выделяют общую и специальную тренированность.
Общая тренированность изменяется под воздействием неспецифических упражнений, укрепляющих здоровье, повышающих уровень развития физических качеств и функциональных возможностей органов и систем организма, применительно к различным видам мышечной деятельности. Специальная тренированность является результатом совершенствования спортсмена в конкретном виде мышечной деятельности, избранном в качестве предмета спортивной специализации. Некоторые специалисты выделяют еще вспомогательную тренированность, создающую основу для специальной тренированности и занимающую промежуточное положение между ней и общей тренированностью.
Тренированность спортсмена следует отличать от подготовленности -- понятия более широкого, отражающего весь комплекс способностей спортсмена к проявлению максимальных возможностей и демонстрации высоких результатов в соревнованиях.
Подготовленность включает кроме тренированности и другие составляющие спортивного мастерства: теоретические знания, психологическую установку на показ максимального результата, мобилизационную готовность к спортивной борьбе и т.д. Состояние наивысшей подготовленности, характерное для данного этапа спортивного совершенствования, обычно обозначают как готовность к высшим достижениям, или состояние спортивной формы.
Выделив три крупных уровня в структуре профессиональной подготовленности тренера, мы должны зафиксировать мысль о том, что каждый из них имеет свою сложную инфраструктуру, с первыми двумя из них будущие тренеры знакомятся при изуче-
нии педагогики и теории и методики физического воспитания. Поэтому в рамках этой темы остановимся более подробно только на инфраструктуре узкопрофессионального уровня.
Прежде всего в рамках этого уровня необходимо выделить несколько видов специализации тренера в зависимости от: подготовки к работе в том или ином звене системы спортивных школ; возраста, пола и квалификации тренировочных групп; вида спорта и спортивной дисциплины.
Однако в каждой специальности при оценке инфраструктуры профессиональной подготовленности тренера можно выделить три основных компонента: теоретическая, методическая и практическая подготовленность.
Теоретическую подготовленность тренера следует оценивать в двух направлениях. Это, во-первых, накопление знаний об объекте, с которым придется работать, - т.е. о человеке как о биологической системе и как о социальном объекте, а во-вторых, представление о творческом их использовании при организации тренировочного процесса.
Основой этой подготовленности будут знания по педагогике, психологии, анатомии и физиологии и т.д. Поскольку речь идет об узкопрофессиональном уровне, в структуре подготовленности тренера прежде всего должны быть знания истории развития избранного вида спорта, которая тесно связана с историей человечества, с историей его общей культуры. Обязательные компоненты теоретической подготовленности тренера - знания о строении и функционировании человеческого организма, о закономерностях его возрастного развития, о биохимических механизмах обеспечения двигательной деятельности и ее биомеханике, о закономерностях и механизмах адаптации, об основных принципах обучения и воспитания.
Очень важными, на наш взгляд, в структуре теоретической подготовленности тренера являются представления и понимания сущности:
Структуры подготовленности спортсменов;
Системы отбора наиболее перспективных к занятиям в данном виде спорта;
Закономерностей становления спортивного мастерства;
тивного совершенствования, позволяющего сформировать результативную структуру подготовленности, с целью достижения максимально возможного спортивного результата.
Чем большим будет багаж знаний у тренера, тем лучше для дела, однако важны не просто знания, какая-то их сумма, большое значение имеют представления, сформировавшиеся на основе этих знаний, о том, как эти знания можно использовать в конкретной деятельности. Например, предложенная последовательность теоретических представлений о системе спортивной подготовки не случайна. Она отражает логику процесса познания сущности спортивного совершенствования. Представление о структуре соревновательной деятельности дает понимание механизмов технологии получения результата. Представление о структуре соревновательной деятельности, о механизмах получения спортивного результата есть не что иное, как представление о совокупности требований, предъявляемых этой деятельностью к организму спортсмена.
Логичное развитие этого представления - понимание структуры подготовленности спортсмена - совокупности устойчивых свойств (качеств) и приспособительных изменений организма, обусловленных спецификой и условиями тренировочной и соревновательной деятельности, на уровне вегетативных систем, нервно-мышечного аппарата, центральных механизмов регуляции деятельности и в сфере психики.
На основе понимания совокупности требований, предъявляемых соревновательной деятельностью к организму спортсмена, и совокупности качеств, имеющихся у спортсмена для обеспечения высокой результативности, облегчается возможность понимания технологии формирования этих качеств, т.е. структуры, и содержания тренировочного процесса.
Таким образом, в совокупности теоретических представлений об организации тренировочной и соревновательной деятельности есть своя иерархия, одно представление выступает базой для другого, при этом все они должны основываться на знаниях смежных наук о развитии и воспитании человека.
Уровень теоретической подготовленности специалиста-тренера зависит от того, способен ли он, используя имеющиеся у него знания и представления, сформировать более или менее целостный взгляд на процесс спортивного совершенствования, который можно определить как тренерскую концепцию. Наличие или от-
сутствие таковой и является, несомненно, одним из критериев в оценке уровня теоретической подготовленности.
Одна из необходимых сторон любой профессиональной деятельности, а педагогической особенно, - работа с литературой и другими источниками профессионально значимой информации. Наличие потребности в получении такой информации, возможность оценить, принять или не принять ее, готовность к аргументированной дискуссии - это также критерий уровня теоретической подготовленности.
Методическая подготовленность - это совокупность способов проведения какой-либо работы, т.е. способность специалиста перевести свой теоретический потенциал в систему практических рекомендаций, способность так спланировать и организовать реальный тренировочный процесс, чтобы поставленные задачи были решены.
Методика - это мостик, связывающий теорию и практику. Прежде всего, это система планов, рассчитанных на разные временные отрезки, но обязательно охватывающих весь период занятия спортом. Необходимые характеристики этих планов - их эффективность, реальность и конкретность. В этом случае появляется возможность оценить уровень методической подготовленности специалиста по качеству разрабатываемых им тренировочных планов. Основу процесса планирования составляет тренировочная концепция, собственно ее можно рассматривать как многолетний план.
Однако, для того чтобы концепция превратилась в многолетний план, необходимо теоретические представления о динамике спортивного совершенствования и возможности использования тех или иных тренирующих воздействий изложить на бумаге, выразив в количественных величинах распределение по отдельным этапам объемов основных средств подготовки для конкретного спортсмена или группы спортсменов. Изложение сложившейся концепции в виде количественных или графических материалов - не только способ фиксации информации, но и способ ее осмысления.
Практическая подготовленность тренера проявляется в уровне его общей двигательной культуры, его внешнем виде, в способности доходчиво объяснить и показать спортсменам технику осваиваемого упражнения и отдельных его частей, в способности подмечать ошибки в технике движений и исправлять эти
ошибки, в способности подбирать комплексы упражнений для совершенствования определенных систем организма и развития двигательных возможностей, в способности работать с различной регистрирующей аппаратурой и приборами, осуществлять контроль состояния спортсменов, в способности так организовать тренировочное занятие, чтобы поставленные перед ним задачи были решены в оптимальном варианте.
Значимость различных компонентов в структуре практической подготовленности тренера зависит от многих факторов: возраста и уровня квалификации спортсменов, возраст тренера, его авторитета, оснащенности мест тренировок, традиций, сформировавшиеся в регионе и в тренировочных группах и т.д.
Говоря о внешнем виде и уровне общей двигательной культуры тренера, мы исходили из представления о том, что это тоже важный элемент практической подготовленности, поскольку специалист с высшим физкультурным образованием, будь то преподаватель или тренер, должен быть образцом физически подготовленного человека в нашем обществе. Эта точка зрения встречает часто возражения со стороны тренеров, однако альтернативная точка зрения - это компромисс с нашими слабостями, это расхождение слова и дела. Такая ситуация антипедагогична, так как исключает один из основных каналов воспитательного воздействия - личный пример.
Выделение «уровней» и «компонентов» в структуре профессиональной подготовленности тренера - хоть и условный, но необходимый шаг в его самоопределении. «Уровни» и «компоненты» - это внутреннее содержание профессии, потенциал, который реализуется через способности тренера, т.е. через педагогические способности, поскольку высокая профессиональная подготовленность предполагает не только знание своего дела, но и постоянное развитие и реализацию в ней своих способностей. Такими способностями в педагогической деятельности, к которой относится профессия тренер, являются педагогические способности.
23.4. Педагогические способности тренера Педагогические способности - это всегда синтез личностных черт, знаний, умений, навыков, привычек. Совокупность педагогических способностей тренера столь же богата, сколь разнообразна и многогранна педагогическая деятельность вообще и профессиональная деятельность тренера п частности. Для того чтобы
сформировать хотя бы общее представление о совокупности педагогических способностей тренера, в спортивной педагогике и психологии принято выделять такие их блоки, как дидактические, академические, гностические, психомоторные, авторитарные, перцептивные, экспрессивные, коммуникативные и организаторские способности.
Академические способности тренера проявляются: в его постоянном стремлении к повышению своего профессионального мастерства; в реальных действиях, направленных на профессиональное совершенствование; в творческом подходе к организации учебно-тренировочного процесса; в умении создать на тренировках ситуацию коллективного творчества, стимулирующую развитие творческих способЕюстей самих спортсменов; в умении сформировать у спортсменов адекватную систему стимулов к спортивному совершенствованию.
Дидактические способности - это способности обучать. Они характеризуются умением тренера довести содержание учебного материала до сознания спортсмена, выбирая для этого соответствующие педагогические приемы, обеспечивающие заинтересованность спортсмена, доступность, наглядность учебного материала; их можно разглядеть в умении спланировать и реально организовать учебно-тренировочный процесс, быстро оценивать состояние спортсменов и вносить оперативные коррекции в тренировочные планы, вести диалог со спортсменом на языке, соответствующем его подготовленности, но стимулирующем его развитие; содействии повышению уровня физкультурной образованности всех людей, с кем тренеру приходится общаться.
Коммуникативные способности заключаются в умении устанавливать деловые и доброжелательные контакты с другими людьми. В обобщенном варианте коммуникативные способности выступают как педагогический такт - драгоценное профессиональное качество тренера, объединяющее его общую культуру, любовь к детям, умение чувствовать настроение, понять психологию другого человека, подсказывающее ему меру проявления эмоций в применении средств педагогического воздействия, с ним связаны выдержка, самообладание, терпение.
Коммуникативные способности тренера необходимы в контактах не только со спортсменами, но и с их родителями, с коллегами, с сотрудниками спортивных организаций. В течение
рабочего дня тренеру приходится контактировать со многими людьми, поэтому обязательная характеристика коммуникативных способностей тренера - его умение быстро переключаться, так как эмоциональное состояние, возникшее от встречи с кем-то, может помешать правильной оценке новой ситуации.
Гностические способности (от греч. гнозис - познание, знание) - умение анализировать тренировочную и соревновательную деятельности, структуру подготовленности спортсмена и факторы, обуславливающие рост спортивных достижений, а также в способности к анализу и обобщению опыта своих коллег, к самоанализу. Гностические способности имеют много общего с академическими, так как и те и другие определяются готовностью добывать профессионально значимую информацию. И все же в академических способностях в большей мере проявляется творческий потенциал, умение создать вокруг себя атмосферу творчества, а в гностических - настроенность на анализ, на поиск, умение искать профессионально полезную информацию, критически ее оценивать и конструировать перспективные установки. Гностические способности - это и умение прогнозировать развитие педагогической ситуации и на основе этого предотвращать конфликтные ситуации.
Психомоторные способности тренера определяются умением объединить рассказ и показ или дополнить одно другим с целью создания у занимающихся полного и правильного представления (обзора) об осваиваемом упражнении. Требование к объединению слова и движения относится не только к подготовленности тренера, это необходимое условие освоения техники абсолютного большинства упражнений, так как освоенным может быть только то, что осмыслено, а осмысленным может быть то, что названо, пусть это будет внутренняя речь, но назвать - это необходимый этап освоения (изучения). Тренер должен уметь показывать все упражнения и целом, выделить и показать наиболее важные части упражнения (элементы), варианты техники.
Авторитарные способности составляют основу стиля деятельности тренера. В спортивной психологии принято выделять три основных стиля: автократический (авторитарный, твердый), демократическим (коллегиальный), либеральный (попустительский). Анализ спортивной практики показывает, что для тренеров присущи автократический и демократический стили деятель-
ности. Остановимся более подробно на характеристике этих двух стилей деятельности.
Для автократического стиля характерно единоначалие тренера, приверженность к железной дисциплине, выраженному, а зачастую и беспрекословному, подчинению. Тренировочные задания выдаются и воспринимаются преимущественно как команды, их обсуждение не только не приветствуется, но и подавляется. Автократичность в сочетании с высокой профессиональной компетентностью обеспечивают быстрый успех. Однако этот вариант имеет свои рифы, а связаны они с его сущностью, основанной на подчинении, он не допускает равенства ученика и учителя, и тем более превосходства ученика над учителем. Такое недопущение противоречит сущности педагогической профессии и часто является причиной конфликтов между тренером и спортсменом.
Говоря об автократическом стиле, считаем необходимым отметить один парадокс: этот стиль оказывается наиболее результативным в работе с детьми, но именно на этом возрастном этапе он наиболее опасен, так как способствует воспитанию послушности, готовности подчиниться воле более сильного человека, безынициативности.
В основе демократического стиля лежит ориентация на сотрудничество, уважительное отношение к личности спортсмена, расчет на его сознательное отношение к тренировкам. Демократический стиль предполагает обсуждение тренировочных планов и заданий, защиту тренером своих предложений, своей точки зрения. Можно сказать, что союзниками тренера с демократическим стилем работы являются коллектив спортсменов и присущие ему (коллективу) традиции. Демократический стиль сопряжен с большей продолжительностью организационного периода при формировании тренировочной группы, потому что в детском сознании демократические начала могут смешиваться с элементами анархизма. Медленнее, в сравнении с автократическим стилем, происходит становление авторитета тренера, однако достигнутое оказывается более устойчивым. В работе со взрослыми квалифицированными спортсменами часто возникают такие ситуаций, когда спортсмены ожидают от тренера усиления автократичности. Это характерно для напряженных периодов подготовки к участию в ответственных соревнованиях.
Перцептивные способности тренера (от лат. перцепцио - восприятие) - психологическая наблюдательность, тонкое понима-
ние личности ученика, его временных психических состояний, психических особенностей. Перцептивные способности определяются умением тренера видеть как положительные, так и отрицательные черты своих подопечных, понимать динамику их соотношения, вовремя нейтрализовать отрицательные черты, умением увидеть действительные побуждения спортсмена к занятиям, к деловым и личным взаимоотношениям в коллективе.
Экспрессивные способности проявляются в умении тренера, используя разнообразные средства, передать спортсмену содержание тренировочного задания, свое отношение к этому заданию, свою оценку действий спортсмена. Можно сказать, что экспрессивные способности реализуются в педагогической технике, под которой А.С. Макаренко предлагал понимать целесообразно организованное поведение педагога, владение голосом, мимикой, жестом, проницательностью и формами применения педагогических средств («техника поощрения - наказания», «техника индивидуального воздействия и воздействия через коллектив»).
Суггестивные способности (от лат. суггестио - внушение, воздействие) характеризуются способностью тренера убедить другого человека, что занятия спортом принесут ему большую пользу, в правильности выбора своего увлечения, в возможности достижения высоких спортивных результатов, в целесообразности и необходимости выполнения именно тех средств подготовки, которые рекомендует ему тренер, в способности создать положительный эмоциональный фон, состояния радостного ожидания очередной тренировки, уверенности в том, что именно вы, совместная работа с вами приведет спортсмена к успеху.
Организаторские способности тренера имеют много сфер и форм проявления, но в их основе лежит умение тренера организовать свою собственную деятельность. Обычно организаторские способности тренера оцениваются по его умению создавать хорошие условия для тренировок, создать материально-техническую базу для тренировочного процесса и по качеству проведения различных спортивных и спортивно-массовых мероприятий. Однако не меньшее значение имеет способность тренера организовать дружный коллектив, спортивную команду, найти разумное сочетание между тренировочной и другой сферами деятельности снонх учеников, организовать их участие в общественно-полезном труде
Глубоко ошибается тот педагог, который считает, что надо обучать только спортивной технике, только заниматься разни-
тием физических качеств и подготовкой к соревнованиям. Разрыв между духовным и физическим воспитанием нарушает основной принцип системы воспитания - его всесторонность и, самое главное, не позволяет осуществлять воспитание человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Стремление учеников упорно и настойчиво тренироваться, чтобы успешно выступать на соревнованиях, показывать высокие, порой рекордные результаты, не приходит само собой. Первая роль в этом отводится тренеру, который ставит цель перед спортсменом, укрепляет его веру в свои силы, вместе идет с ним к победе.
Современная тренировка требует больших затрат труда и времени. Задача тренера - помочь своим ученикам оптимально сочетать спорт с другими сторонами жизни: учебой, трудом, общественной работой, отдыхом, культурным досугом. К тренеру предъявляются очень высокие требования как к человеку, с которого ученики берут пример. Подтянутость, аккуратность, дисциплинированность, высокие моральные качества должны быть присущи тренеру в первую очередь. Кроме того, если по уровню образованности, интеллектуального развития и воспитанности тренер уступает своему ученику, он перестает быть воспитателем. Если к этому добавить, что система спортивной тренировки постоянно совершенствуется, что возрастает поток научной и методической информации, которую надо осмыслить и довести до сознания учеников, то станет ясным вся сложность и многообразность работы тренера. Из этого складывается стиль работы тренера.
? Вопросы и задания для самоконтроля
1. Каков социальный заказ в адрес профессии тренера?
2. Дайте определение профессии «тренер».
3. Какие профессии объединяются в сфере деятельности тренера?
4. Дайте характеристику уровней подготовленности тренера.
5. Какие компоненты подготовки необходимо различать в профессии тренера?
6. Что определяет теоретическую подготовленность тренера?
7. Что определяет методическую подготовленность тренера?
8. Что определяет практическую подготовленность тренера?
9. Какими педагогическими способностями должен обладать тренер?
10. В чем проявляются академические способности?
11. В чем проявляются дидактические способности?
12. В чем проявляются коммуникативные способности?
13. В чем проявляются гностические способности?
14. В чем проявляются психомоторные способности?
16. В чем проявляются перцептивные способности?
17. Как реализуются экспрессивные способности?
18. Что характеризуют суггестивные способности?
19. Как проявляются организаторские способности?
20. В чем появляется стиль работы тренера?
ЛИТЕРАТУРА
Аруин А.С. Совершенствование спортивного инвентаря и оборудования // Современная система спортивной подготовки. - М.: СААМ, 1995. -С. 337-342.
Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): методическое пособие. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 114 с.
Баландин В.И.,Блудов Ю.М.,ПлахтиенкоВ.А. Прогнозирование в спорте. -М.: Физкультура и спорт, 1986. - 192 с.
Беяинович В.В. Обучение в физическом воспитании. - М: Физкультура и спорт, 1958. - 256с.
Бернштейн НА. Очерки о физиологии движений и физиологии активности. - М.: Медицина, 1966. - 560 с.
Богем М.М. Обучение двигательным действиям. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 192 с.
Боген М.М. Тактическая подготовка - основа многолетнего совершенствования: учебное пособие. - М.: Физкультура и спорт, 2007. - 88 с.
Бондарчук А.П. Интенсивность тренировочных нагрузок и длительность развития спортивной формы // Теория и практика физической культуры. -1998.-№ 2.- С. 56.
Бондарчук АЛ. О принципе дополнительности // Научно-спортивный вестник. - 1986. - № 5. - С. 28-31.
Бондарчук АЛ. Периодизация спортивной тренировки. - К.: Олимпийская литература, 2005. - 304 с.
Бойко ВВ. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. - М: Физкультура и спорт, 1987. - 144 с.
Булатова ММ., Платонов В.Н. Спортсмен и различных климато-географических и погодных условиях. - К.: Олимпийская литература, 1996. 174 с.
Васильков А.А. Теория и методика спорта: учебник. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 381 с.
Васильев II.Д. и др. Структура профессиональной подготовленности тренера по бегу на средние и длинные дистанции. - Волгоград: ВГАФК, 1988. - 86 с.
Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М: Физкультура и спорт, 1988. - 331 с,
Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. - М: Физическая культура и спорт, 1985. - 176 с.
Волков В.М., Филин В.Л. Спортивный отбор. - М: Физкультура и спорт, 1983. -176 с.
Губа В.П. Резервные возможности спортсменов: монография. - М.: Физкультура и спорт, 2008. - 146 с.
Губа В.П. Теория и практика спортивного отбора и ранней ориентации в видах спорта: монография. - М.: Советский спирт, 2008. 30 i с
Губа В.П., Никитушкин ВТ., Квашу к П.В. Индивидуальные особенности юных спортсменов: Основы теории и методики индивидуализации и процессе отбора, ориентации и подготовки юных спортсменов. - Смоленск, 1997.-219 с.
Гуськов СИ., Платонов В.Н. Профессиональный спорт. - К.: Олимпийская литература, 2000. - 392 с.
Донской Д".Д., Зациорский В.М. Биомеханика. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 346 с.
Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - 3-е изд. - М.: Советский спорт. - 2009. - 200 с.
Иванов В.В. Комплексный контроль в подготовке спортсменов. - М: Физкультура и спорт, 1987. - 256 с.
Книга тренера по легкой атлетике. - Изд. 3-е, перераб. / под ред. Хомен-кова Л.С. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 399 с.
Корецкий В.М. Профессионально-педагогическая подготовка студентов. - Москва, 1987. - 88 с.
Кузнецов В.В. Специальная силовая подготовка спортсменов. - М: Физкультура и спорт, 1975. - 208 с.
Кузнецов В.В. Модельные характеристики легкоатлетов /В.В. Кузнецов, В.В. Петровский, В.В. Шустин. - Киев: Здоров"я, 1979. - 88 с.
Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 6. - С. 10-15.
Мазниченко В.Д. Двигательные навыки в спорте (Метод, разработки для студентов спорт, фак.). - Малаховка: МОГИФК, 1981.
Матвеев Л.П. Общая теория спорта: учебник для завершающего уровня высшего физкультурного образования. - М.: Физкультура и спорт, 1997. -304 с.
Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. - К.: Олимпийская литература, 1999. - 318 с.
Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. - М.: Физкультура и спорт, 1977.-280 с.
Новокрещенов В.В. Управление сферой физической культуры и спорта: правовые и организационные основы взаимодействия: монография. Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2006. - 140 с.
Основы управления подготовкой юных спортсменов / под ред. М..Я. 11а-батниковой. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 280 с.
Петровский В.В. Тренировка и управление // Легкая атлетi пса. 197!i. № 1-2. - С. 10-11;№4.-С. 18-20;№ 5. - С. 18-19.
Платонов В.Н. Адаптация в спорте. - Киев: Здоров"я, 1988. - 216 с.
Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 287 с.
Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев: Олимпийская литература. - 1997. - 582 с.
Положение о Министерстве спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации // Сборник официальных документов и материалов. Федеральное агентство по физической культуре и спорту, - 2008. - № 3. - С. 7-12.
Попов Г.И. Биомеханические основы создания предметной среды для формирования и совершенствования спортивных движений: автореф. дис.... д-ра пед. наук. - М., 1992. - 48 с.
ПочинкинА.В. Становление и развитие профессионального спорта в России. - М.: Советский спорт, 2006. - 216 с.
Разумовский Е.А. Соревновательная деятельность и подготовка спортсменов высшей квалификации в различных климатических условиях. - М.: Физкультура и спорт, 2003. - 292с.
РатовИ.П. Двигательные возможности человека (нетрадиционные методы их развития и восстановления). - Минск: Минтиппроект, 1994, - 116 с.
Российский спорт - выбор пути: Серия «Олимпийская школа», посвященная 100-летию Международного олимпийского комитета / под общ. ред. B.C. Родиченко. - М.: Исследовательский центр «Фэйр Плэй», 1993. -47 е.
Сборник нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, расположенных на территории Российской Федерации. -М., 1995.-120 с.
Сирис II.3., Гайдарска П.М., Рачев К.И. Отбор и прогнозирование способностей в легкой атлетике. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 127 с.
Система подготовки спортивного резерва / под ред. В.Г. Никигушкина. -М: Изд-во МГФСО, 1994. - 320 с.
Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. псд. учеб. заведений / В,А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 482 с.
Современная система спортивной подготовки / под ред. Ф.П. Суслова, В.Я. Сыча, Б.Н. Шустипа. - М.: СААМ, 1995. - 445 с.
Совершенствование технического мастерства спортсменов / под общ. ред. В.М. Дьячкова. - М.: Физкультура и спорт, 1972. - 231с.
Спортивная Россия: организации и персоны. - Энциклопедический справочник/под общ. ред. В.В. Кузина. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 396 с.
Столов И.И. Спортивный резерв: состояние, проблемы, пути решения: монография. - М.: Советский спорт, 2008. - 131 с.
Суслов Ф.П. Тренировка в условиях среднегорья как средство повышения спортивного мастерства: автореф. дис.... д-ра пед. наук. - М., 1985 - 48 с.
Таранов В.Ф., Черкашин В.П. «Блочное»,построение и программирование полугодичных циклов подготовки к соревновательным сезонам вскоростно-силовых, беговых и прыжковых видах легкой атлетики // Актуальные вопросы спортивной подготовки и физического воспитания: сб. науч. трудов. - Волгоград: Изд-во ВГИФК, 1994. - С. 25-29.
Теория и методика спорта: учебное пособие для училищ олимпийского резерва/под общей ред. Ф.П. Суслова, Ж.К. Холодова. - М., 1997. - 416 с.
Теория и методика физической культуры: учебник / под ред. Ю.Ф. Курамшина. - 2-е изд., испр. - М.: Советский спорт, 2004. - 464 с.
Устав общероссийского союза общественных объединений «Олимпийский комитет России». М., 2009 // http://www. olympic.ru/ru /election2009/ ustav OCR. doc.
Уткин В.Л. Биомеханические основы спортивной тактики. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 127 с.
Федеральный закон «О физической культуре и спорте Российской Федерации» от 4.12.2007 г. № 329-ФЗ // Сборник официальных документов и материалов. Федеральное агентство по физической культуре и спорту. -2007. - № 12. - С. 3-35.
Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6.10.1999 № 131-ФЗ // Сборник законодательства Российской Федерации. - 1999. - С. 5005.
Физическая культура и спорт в Российской Федерации: нормативное правовое, организационно-управленческое, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение: Документы и материалы (2002-2008 годы) / авт.-сост. В.А. Фетисов, П.А.Виноградов. - М.: Советский спорт, 2008. - 1104 с.
Фискалов В.Д., Черкашин В.П. Теоретические основы подготовки спортсменов: учебное пособие. - Волгоград: ВГАФК, 2006. - 245 с.
Харре Д. Учение о тренировке / пер. с нем. - М.: Физкультура и спорт, 1971.-С. 328.
Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. -480 с.
Черкашин В.П. Индивидуализация тренировочного процесса юных спортсменов в скоростно-силовых видах легкой атлетики: монография. -Волгоград: ВГАФК, 2000. - 240 с.
Челноков АН. Конституция Российской федерации и правовое регулирование физической культуры и спорта // Спорт: экономика, право, управление. - 2004. - № 4. - С. 5-8.
Чхаидзе Л.В. Об управлении движениями человека. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - 136 с.
Энциклопедия олимпийского спорта: Том 4 / под ред. В.Н. Платонова. -К.: Олимпийская литература, 2004. - 608 с.
Юшкевич Т.П. и др. Применение технических средств в обучении и тренировке спортсменов: методическое пособие. - Мн.: Полымя, 1987. - 240 с.
Предисловие.................................................................................................................. 3
ЧАСТЬ I. Современные тенденции развития спорта.................................... 5
Тренированность и спортивная форма
Систематически правильно проводимые тренировки приводят организм спортсмена к состоянию тренированности, при этом спортсмен выполняет работу более экономно, четко, слаженно. Это достигается мобилизацией запасных сил организма, укреплением здоровья, что и обеспечивает высокий уровень двигательной деятельности. Тренированность характеризуется улучшением физического развития и повышением функции органов и систем организма.
У тренированного спортсмена, как правило, хорошее самочувствие и настроение, ровное спокойное поведение, бодрая походка, нормальная осанка. Жизненная емкость легких, мышечная сила кисти и становая динамометрия увеличиваются, но вес умеренно снижается. Частота сердечных сокращений и дыхания урежается, артериальное давление снижается. Тренированность может достичь своей наивысшей точки-спортивной формы.
Спортивная форма - это состояние высокого уровня работоспособности, согласованной деятельности различных органов, систем и всего организма спортсмена в сочетании с развитием морально-волевых качеств, обеспечивающих возможность максимальных спортивных достижений (по профессору А. Н. Крестовникову).
Спортивная форма определяется по состоянию здоровья и спортивным достижениям. Ощущение полного здоровья, слаженная регуляция жизненных процессов, высокая способность включения в работу и быстрое восстановление сил организма после физических нагрузок характерны для спортивной формы. Спортсмен показывает наивысшие для себя достижения.
Спортивная форма может поддерживаться в течение нескольких месяцев, если при этом будут правильный режим жизни и тренировки, достаточное время для восстановления трудоспособности и полноценное питание.
Частые выступления в соревнованиях, форсированная тренировка, нарушение жизненного режима, болезненные состояния могут привести к потере спортивной формы, а в отдельных случаях к перетренированности, перенапряжению.
Теоретические и экспериментальные исследования в области социального, психологического и педагогического воздействия на спортсмена в процессе спортивной тренировки и соревнований в свете общей теории структур позволили выделить следующие методологические положения.
Первое - психологическая подготовка спортсмена представляет собой сложное методическое образование, состоящее из отдельных частей или элементов. Каждый элемент данной системы несет в себе определенную функцию, не совпадающую с функциями других частей или элементов. В рабочую модель структуры процесса психологической подготовки могут быть включены только те средства данного вида подготовки, которые для него абсолютно необходимы, те средства воздействия, которые то применяются, то отсутствуют в процессе психологической подготовки и не могут включаться в его структуру. Это, конечно, не значит, что они не должны применяться в спортивной тренировке, но их следует изучать дополнительно.
Вместе с тем те элементы структуры, которые уже введены в систему психологической подготовки, не следует произвольно исключать из данной структуры, ибо произвольное игнорирование какого-либо ее элемента приводит к гибели целостного явления. Что касается модельной структуры психологической подготовки спортсмена, то исключение из данного процесса какого-нибудь абсолютно необходимого элемента рассматриваемой структуры приводит к грубому искажению содержания процесса и как следствие к грубейшим ошибкам в области социально-психологического воздействия на спортсмена.
Исходя из этого положения и были определены следующие элементы структуры психологической подготовки спортсмена и описаны функции (и задачи) каждого элемента:
1. Психологический паспорт избранного вида спорта как система требований к психике и личности спортсмена, занимающегося данным видом спорта, обуславливающих достижение высоких спортивных результатов. Этот элемент структуры характеризует те качества личности и психики, к которым надо стремиться в процессе спортивного совершенствования. Психологический паспорт избранного вида спорта выступает в виде модели будущих результатов психологической подготовки.
2. Психологическая характеристика спортсмена как фактор оценки проявляемых спортсменом психических качеств и черт личности. Нельзя проводить психологическую подготовку без знаний личности спортсмена, без учета того, с какими психологическими качествами (врожденными или приобретенными в процессе жизни) пришел к вам спортсмен.
3. Общая психологическая подготовка спортсмена как основа становления личности в процессе спортивной тренировки. Структуру рассматриваемого вида подготовки составляют: нравственная, волевая, эмоциональная, общегрупповая (коммуникативная) и интеллектуальная подготовки. Каждая из них решает свои специфические задачи.
4. Психологическая подготовка к конкретной тренировке как система психолого-методических мероприятий, связанных: а) с формированием целевой установки на данную тренировку; б) с организацией внимания спортсмена, с программой направленности сознания на выполняемые им двигательные действия; в) с психологическим анализом проведенной тренировки.
5. Предсоревновательная психологическая подготовка спортсмена как система мероприятий, связанных с мобилизацией готовности спортсмена к конкретному соревнованию.
6. Предстартовая психологическая подготовка, включающая организацию жизни и деятельности спортсмена, его внимания в предстартовый период соревновательной деятельности; формирование настройки на выступления в соревнованиях, установку на достижение высокого спортивного результата.
7. Непосредственно соревновательная психологическая подготовка, связанная с развитием способности спортсмена тактически и оперативно мыслить в условиях жесткой соревновательной борьбы, произвольно регулировать свои эмоциональные состояния, реакции, отношения.
8. Постсоревновательная психологическая подготовка, связанная с анализом успешной и неуспешной соревновательной деятельности по отдельным сторонам управления умственными и двигательными действиями, в решении задач и сверхзадач, поставленных перед спортсменом.
Вторым методологическим положением, лежащим в основе функционирования системы психологической подготовки, является абсолютная необходимость и доказательность включения данного элемента в существование и жизнедеятельность такого сложного блока спортивной подготовки, как система социально-психологического воздействия. Теория и системный подход позволяют быстрее определить и доказать абсолютную необходимость того или иного элемента в структуре психологической подготовки.
Третье методологическое положение, лежащее в основе психологической подготовки, - взаимосвязь, взаимозависимость и взаимообусловленность функционирования элементов системы между собой. Взаимосвязь элементов структуры обеспечивает строгую согласованность функционирования всех элементов системы и тем самым - ее существование и жизнедеятельность. Под взаимозависимостью понимается проявление функций системы в тесной связи всех психических функций и качеств личности между собой. Что касается взаимообусловленности, то под этим фактором мы понимаем одновременное нормальное функционирование всей системы элементов. Так, например, проявление надежности и стабильности спортивной деятельности характеризуется показателями какой-то одной психической функции - быстроты реакции спортсмена или устойчивости его внимания, хотя они обусловлены другими психическими функциями. Бывает и так: спортсмена обвиняют в безволии, но сам факт многолетней тренировки, связанной с преодолением объективных и субъективных трудностей, говорит о том, что причиной неудачного выступления в соревнованиях может быть что-то другое. Поэтому взаимообусловленность элементов системы требует комплексного изучения результатов воздействия на спортсмена.
Четвертое методологическое положение общей теории структур в преломлении к психологической подготовке спортсмена - обусловленность (детерминированность) формирования психики и личности спортсмена внешней средой и характером спортивной деятельности. Проблема детерминированности спортивной деятельности сама по себе очень сложна, так как охватывает многие стороны двигательной деятельности спортсмена. Вместе с тем в этой проблеме есть один центральный вопрос - обусловлена ли результативность спортивной деятельности только работой сознания спортсмена. Теория и практика спортивной деятельности не дает основания считать, что этот вопрос решен. Как показал анализ, осознанная регуляция своих действий и состояний в спорте может быть обусловлена рядом факторов объективного и субъективного порядка, изучение которых позволяет раскрыть определенные закономерности проявлений психологической подготовленности спортсмена.
Обусловленность спортивной деятельности различными факторами имеет общий и индивидуальный характер. К общим относятся предметно направленная спортивная деятельность (вид спорта), уровень спортивного мастерства, биомеханические характеристики двигательного действия (спортивного упражнения), социальная среда и др.; к индивидуальным особенности взаимодействия анализаторов индивида, состояние тренированности, врожденные и приобретенные свойства личности.
Пятым методологическим положением является иерархия элементов структуры психологической подготовки спортсмена. В свете данного принципа в системе психологической подготовки нет второстепенных элементов - все они одинаковы и абсолютно необходимы для данного вида подготовки. Однако между ними существует определенная иерархия, в основу которой положена значимость данного элемента в достижении наибольшей результативности в этом виде подготовки.
Что же касается психологической подготовки спортсмена, то определение места в иерархии значимости данного вида подготовки оказалось очень сложным вопросом. Достаточно привести факт, что спортивная тренировка осуществляется личностью (разумным существом) и все виды подготовки в спорте сопровождаются психическими процессами, проявлением различных свойств личности. Этот факт побуждает отдельных специалистов-практиков считать, что выделять психологическую подготовку в системе спортивной тренировки в отдельный блок нет смысла, так как все виды подготовки спортсмена пронизаны психологическим содержанием и совсем не обязательно строить дополнительную систему психологического воздействия. С этим мнением принципиально нельзя согласиться и вот почему. Оставляя без внимания личность и ее качества, мы сталкиваемся и с отрицательным влиянием спортивной деятельности на формирование личностных и психических качеств спортсмена.
Итак, какое же место занимает психологическая подготовка в иерархии спортивной тренировки? По нашему мнению, она является интегративно значимой функцией в системе спортивной тренировки человека.
Иерархия значимости элементов структуры психологической подготовки спортсмена имеет свои специфические особенности, абсолютно необходимые для достижения конкретных результатов данного вида подготовки. Первое место здесь занимает психологический паспорт избранного вида спорта, второе - психологическая характеристика спортсмена, третье - общая психологическая подготовка; четвертое - психологическая подготовка к конкретной тренировке; пятое - предсоревновательная психологическая подготовка; шестое - предстартовая психологическая подготовка; седьмое - непосредственно соревновательная психологическая подготовка; восьмое - постсоревновательная психологическая подготовка.
Спортивная подготовка (тренировка) – это целесообразное использование знаний, средств, методов и условий, позволяющее направлено воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его подготовленности к спортивным достижениям.
В настоящее время спорт развивается по двум направлениям, имеющим различную целевую направленность, - массовый спорт и спорт высших достижений. Их цели и задачи отличаются друг от друга, однако четкой границы между ними не существует из-за естественного перехода части тренирующихся из массового спорта в большой и обратно. Цель спортивной подготовки в сфере массового спорта – укрепить здоровье, улучшить физическое состояние и активный отдых. Цель в сфере спорта высших достижений – добиться максимально высоких результатов в соревновательной деятельности.
Однако, что касается средств, методов, принципов спортивной подготовки (тренировки), то они аналогичны как в массовом спорте, так и в спорте высших достижений. Принципиально общей является и структура подготовки спортсменов, тренирующихся и функционирующих в сфере массового спорта и спорта высших достижений.
2.1.1.Структура подготовки спортсмена.
Структура подготовки спортсмена включает технические, физический, тактический и психический элементы.
Под технической подготовленностью следует понимать степень освоения спортсмена техники системы движений конкретного вида спорта. Она тесно связана с физическими, тактическими и психическими возможностями спортсмена. В структуре технической подготовленности всегда присутствуют так называемые базовые и дополнительные движения.
К базовым относятся движения и действия, составляющие основу технической оснащенности данного вида спорта. Освоение базовых движений является обязательным для спортсмена, специализирующегося в данном виде спорта. К дополнительным относятся второстепенные движения, действия, которые не нарушают его рациональность и в то же время характерны для индивидуальных особенностей данного спортсмена.
Физическая подготовленность – это возможности функциональных систем организма. Она отражает необходимый уровень развития тех физических качеств, от которых зависит соревновательный успех в определенном виде спорта.
Тактическая подготовленность спортсмена зависит от того, насколько он овладеет средствами спортивной тактики (например, техническими приемами, необходимыми для реализации выбранной тактики), её видами (наступательный, оборонительный, контратакующий) и формами (индивидуальной, групповой, командной). При разработке тактического плана учитывается не толь собственные технико-тактические возможности, но и возможности партнеров по команде и соперников. Специфика вида спорта – это решающий фактор, определяющий структуру тактической подготовленности спортсмена. Так среди равных бегунов победит тот, кто сможет навязать соперникам свою тактику преодоления дистанции. Сложнее дела обстоят с тактической подготовкой в играх, единоборствах. Сложность тактических действий здесь определяется не только технической, функциональной подготовленностью, количеством заблаговременно отработанных тактических действий, но и быстротой принятия решений и их реализации при частой смене соревновательной ситуации. Умение принимать быстрые и действенные решения в условиях дефицита времени, ограниченности пространства отличает мастера от новичка.
Активность тактических действий во время соревнований является важным показателем спортивного мастерства. Спортсмен высокой квалификации должен уметь навязать сопернику свою волю во время соревнований.
Психическая подготовленность по своей структуре неоднородна. В ней можно выделить две относительно самостоятельные и одновременно взаимосвязанные стороны: волевую и специальную психическую подготовленность.
Волевая подготовленность связана с такими качествами как целеустремленность (ясное видение перспективной цели), решительность и смелость (склонность к разумному риску в сочетании с обдуманностью решений), настойчивость и упорство (способность мобилизовать функциональные резервы, активность в достижении цели), выдержку и самообладание (способность управлять своими мыслями и действиями в условиях эмоционального возбуждения), самостоятельность и инициативность. Эти качества могут быть изначально присущи спортсмену, но большая их часть воспитывается и совершенствуется в процессе регулярных тренировок и спортивных соревнований.
Специфика некоторых видов спорта откладывает отпечаток на характер и степень развития отдельных психических качеств у спортсменов. Однако для воспитания волевой подготовленности используются и определённые методические приёмы. Практически основой методики волевой подготовки служат следующие требования.
Регулярно и обязательно выполнять тренировочные программы и соревновательные установки.
На этой основе реализуется воспитание целеустремлённости, настойчивости и упорства в достижении цели, самодисциплина и стойкость.
Системно вводить дополнительные трудности.
Это значит постоянно включать дополнительные усложнённые двигательные задания, проводить тренировочные занятия в усложнённых условиях, увеличивать степень риска, усложнять соревновательные программы.
Использовать соревнования и соревновательный метод.
Сам дух соперничества в соревнованиях повышает степень психической напряжённости спортсмена, а значит, к нему предъявляются дополнительные требования: проявить активность, инициативность, самообладание, решительность, стойкость и смелость.
Тактическая подготовленность в теории и практике спортивной тренировки понимается как умение спортсмена грамотно построить ход борьбы с учетом особенностей вида спорта, своих индивидуальных особенностей, возможностей соперников и создавшихся внешних условий.
Уровень тактической подготовленности спортсмена зависит от овладения им средствами, формами и видами тактики данного вида спорта. Средствами спортивной тактики являются всё технические приемы и способы их выполнения, формами - индивидуальные, групповые и командные действия, видами - наступательная, оборонительная и контратакующая тактика.
Тактика определяется основными стратегическими задачами: участием спортсмена в серии соревнований целью подготовки и успешного выступлния в главных соревнованиях сезона (задачи перспективного характера); с участием в отдельных соревнованиях или же в конкретном поединке, схватке, заезде, заплыве, игре и т. д. (задачи локального характера). Тактические задачи связаны с нахождением и использованием эффективных путей решения стратегических задач.
В зависимости от специфики вида спорта, квалификации спортсмена, возникшей в соревнованиях, тактика может носить алгоритмический, вероятностный и эвристический характер. Алгоритмичная тактика строится на заранее запланированных действиях и их преднамеренной реализации. Такая тактика особенно характерна для видов спорта с минимальной вариативностью тактических решений - плавания, гребли, конькобежного спорта, тяжелой атлетики, метаний и др. Вероятностная тактика предполагает преднамеренно-экспромтные действия, в которых планируется лишь определенное начало; варианты продолжения действий зависят от конкретных реакций противника и партнеров, ситуации, складывающейся в соревнованиях. Эвристическая тактика.строится на экспромтном реагировании спортсменов в зависимости от создавшейся ситуации в ходе соревновательного поединка (В. С. Келлер,. 1986). Вероятностная и эвристическая тактика особенно характерны для спортивных единоборств и игр, часто применяются в групповых велосипедных гонках на шоссе и треке, спринтерской гонке на треке, а в отдельных случаях -и в сложнокоординационных видах спорта.
В основе тактической подготовленности отдельных спортсменов и целых команд лежит владение современными средствами, формами и видами тактики данного вида спорта; соответствие тактики уровню развития конкретного вида спорта с оптимальной для него структурой соревновательной деятельности; соответствие тактического плана особенностям конкретного соревнования (состоянию мест соревнований, характеру судейства, поведению болельщиков и т. п.); увязывание тактики с другими сторонами подготовленности - технической, психологической, физической, интеллектуальной; учет при разработке тактического плана технико-тактических и функциональных возможностей партнеров (в командных видах спорта); знание тактических действий сильнейших спортсменов, основных соперников, их тактических и физических возможностей, уровня психической подготовленности; вариативность тактики в зависимости от характера технических и тактических действий соперников и партнеров, хода спортивной борьбы.
Исключительно сложна структура тактической подготовленности в спортивных играх и единоборствах. Она определяется трудностями восприятия, принятия решений и реализации действий из-за их большого разнообразия, дефицита времени, пространства, информации, маскировки действительных намерений, неопределенности момента начала действий и др. Эти трудности умышленно создаются противодействующим соперником. Все это мешает правильно оценить создавшуюся ситуацию, принять оптимальные двигательные решения, предъявляет повышенные требования к деятельности нервно-мышечного аппарата, усиливает психическую напряженность.
В видах спорта циклического характера, связанных с проявлением выносливости, наиболее целесообразным с точки зрения энергообеспечения работы является равномерное «прохождение соревновательной дистанции. Многие тренеры, разрабатывая тактическую схему преодоления дистанции в плавании, беге на средние и длинные дистанции, ориентируют спортсменов прежде всего на необходимость выдерживать рекордный график, предполагающий сохранение равномерной скорости на отдельных отрезках; Такой подход часто оказывается наиболее правильным, так как исключает неоправданную реакцию спортсмена на неожиданные действия соперников, что особенно важно в командных дисциплинах. Ярким примером эффективности такой тактики является результат участия сборной команды СССР по велосипедному спорту в командной гонке преследования на 4 км на XXII Олимпийских играх (рис. 16).
На выбор.варианта тактики существенно влияют специфика вида спорта, индивидуальные особенности спортсмена, а также ряд психологических моментов, связанных с особенностями конкретных соревнований. Например, при прохождении дистанции 200 м способом баттерфляй сильнейшие пловцы мира резко снижают скорость проллывания дистанционного участка и соответственно мощность работы в середине дистанции. Они как бы делят ее на два участка, каждый из которых проходят в полную силу, а между ними отдыхают (рис. 17). Влияние индивидуальных особенностей спортсменов на тактику прохождения соревновательных дистанций в различных видах спорта убедительно демонстрируют рис. 18, 19.
Высказываясь в пользу равномерного распределения сил на дистанции, В. В. Михайлов (1971) рекомендует учитывать в то же время возможные ситуации. В тех случаях, когда спортсмены соревнуются на отдельных дорожках с ровной поверхностью (плавание, гребной спорт), относительно равномерное прохождение дистанции дает наибольший эффект. Когда же несколько спортсменов соревнуются на одной дорожке (бег 800 м и более, групповые гонки в велосипедном спорте- шоссе и трек), стремление занять наиболее удобное место с аэродинамической позиции, особенности трассы и т. п. требуют постоянных тактических маневров и, естественно, изменения скорости. Велосипедистам-шоссейникам, например, выгоднее идти с равномерной скоростью на равнинных участках трассы, увеличивать мощность работы на подъемах и уменьшать ее на спусках. Сложность тактической борьбы в групповой шоссейной гонке подтверждается значительными колебаниями скорости на различных участках дистанции. Достаточно сказать, что у победителя этой гонки (189 км) на XXII Олимпийских играх С. Сухорученкова скорость при прохождении каждого из 14 кругов (13,64 км) колебалась в пределах 36,9-41,6 км/ч; лучший результат (3-й круг) составил 19 мин 28 с, худший (11-й круг) - 21 мин 55 с. Такие же колебания скорости отмечаются и у других велогонщиков - победителей крупнейших соревнований.
Потери в экономичности работы, связанные с резкими ускорениями, которые иногда позволяют себе спортсмены при прохождении соревновательных дистанций, могут быть компенсированы психологическим преимуществом, которое получает спортсмен, неожиданно для соперников резко увеличивающий скорость. Однако нужно подчеркнуть, что этот прием под силу только исключительно хорошо подготовленным в функциональном отношении спортсменам и командам; он целесообразен лишь в том случае, если подготовка к нему не снижает скорости продвижения и если после окончания ускорения спортсмен или команда в состоянии сохранить оптимальный темп и ритм работы.
Особенно сложной является тактическая борьба в спринтерской велосипедной гонке на треке. Здесь можно выделить ряд умений спортсмена, которые в комплексе определяют эффективность его тактических действий: умение свободно маневрировать с целью занять удобную позицию, эффективно выполнять «сюр пляс», контролировать действия противника и ведение тактической борьбы -в сложных условиях прохождения виражей, правильно выбирать время для неожиданного рывка, быстро реагировать на рывок противника, эффективно выполнять заключительный бросок на линию финиша.
Тактическое мастерство спортсмена теснейшим образом связано с уровнем его технической, физической и других видов подготовленности. Так, спортсмены с высоким уровнем развития спринтерских качеств, специализирующиеся в видах спорта циклического характера,"могут бурно начать дистанцию с целью оказать психологическое давление на соперников. Такой вариант тактики успешно реализовал С. Копылов в гонке на треке на дистанцию 1000 м с места на чемпионате мира 1983 г. Стартовав раньше основных соперников, он за счет стремительного начала щ максимального проявления воли на финише показал выдающийся результат, что полностью деморализовало его основных конкурентов, являвшихся фаворитами на этой дистанции (рис. 20).
Боксеры или борцы, обладающие большим скороетно-силовым потенциалом и недоста точной выносливостью, обычно стремятся реализовать активную наступательную тактику с тем, чтобы добиться победы уже на первых минутах поединка. "Вместе с тем они могут использовать экономичный оборонительный варианттактики в первой части поединка с тем, чтобы сохранить силы для активных действий в конце его.
Особенности физической подготовленности спортсменов могут оказаться решающими при выборе рациональной тактики соревновательной деятельности. Так, гребцы-байдарочники с преимущественным.развитием скоростно-силовых качеств ориентнруются прежде всего на стартовый компонент при прохождении 500 м, гребцы с доминирующим развитием специальной выносливости -на финишный компонент, а спортсмены с относительно пропорциональным развитием этих качеств стремятся к относительноравномерному прохождению дистанции (рис. 21).Всестороннее овладение всеми основными средствами, формами и видами тактической борьбы особенно важно в спортивных играх где недостатки в тактической подготовленности отдельных спортсменов могут существенно снизить эффективность групповых и командных действий. Однако разносторонняя тактическая подготовленность не должна отрицательно сказываться на индивидуальной тактической манере ведения борьбы. Выдающихся спортсменов, особенно специализирующихся в играх, единоборствах, некоторых сложнокоординацйонных и циклических видах спорта, отличает яркая индивидуальная манера ведения борьбы, основанная на максимальном исполь-. зовании своих физических, технических, психологических и интеллектуальных возможностей.
Важным показателем спортивного мастерства является активность тактических действий. Спортсмен высокой квалификации умеет навязывать сопернику свою волю, оказывать на него психологическое давление разнообразием и эффективностью своих действий, выдержкой, волей к победе, уверенностью в успехе. Особое значение активность тактических действий приобретает в тех видах спорта, в которых имеют место прямое взаимодействие соперников (в футболе, хоккее, баскетболе, всех видах борьбы и др.), неожиданные ситуации, требующие адекватного технико-тактического решения (в парусном, горнолыжном спор-; те). Активность в играх и единоборствах является важным показателем тактической подготовленности при ведении как наступательных, так и оборонительных действий.
В командные видах спорта важной стороной тактической подготовленное спортсменов является уровень взаимодействия партнеров в групповых и командных действиях. Именно от эффективности взаимодействия, умелого сочетания отработанных тактических схем с нестандартными решениями, использования индивидуальных возможностей каждого спортсмена для достижения конечного результата зависит, например, эффективность комбинаций в спортивных играх.
Похожая информация.