Тренировочная нагрузка в спорте. Виды спортивных нагрузок Виды нагрузок в спорте


  • 2.Средства спортивной тренировки
  • Лекция 4 методы спортивной тренировки
  • 1.Общепедагогические методы спортивной тренировки
  • 2. Практические методы спортивной тренировки
  • Лекция 5 закономерности и принципы спортивной тренировки
  • 1.Взаимосвязь закономерностей и принципов спортивной тренировки
  • Взаимосвязь закономерностей и принципов спортивной тренировки
  • 2. Принципы спортивной тренировки
  • Лекция 6 спортивно-техническая подготовка в спорте
  • 1.Задачи и требования спортивной техники
  • 2. Средства технической подготовки
  • 1) Технические средства:
  • 3.Формирование двигательных умений и навыков
  • Двигательные ошибки
  • Лекция 7 спортивно-тактическая подготовка спортсменов
  • 1.Определение понятия «спортивная тактика». Виды спортивной тактики
  • 2.Средства и методы спортивной тактики
  • Лекция 8 физическая подготовка спортсменов
  • 1.Физическая подготовка спортсменов
  • 2.Общая характеристика физических качеств
  • Лекция 9 воспитание силовых способностей
  • 1.Определение понятия «сила». Виды силовых способностей
  • 2.Методика воспитания силовых способностей
  • Лекция 10 воспитание выносливости спортсменов
  • 1.Определение основных понятий выносливости
  • 2.Методика воспитания общей выносливости
  • Лекция 11 воспитание скоростных способностей спортсменов
  • 1.Характеристика основных проявлений быстроты
  • 2.Методика воспитания скоростных способностей
  • 2. Использование эффекта «ускоряющего последействия» и варьирование отягощений.
  • 3. Лидирование и сенсорная активизация скоростных проявлений. Понятие «лидирование» охватывает известные приемы (бег за лидером-партнером и др.).
  • Лекция 12 гибкость и основы методики ее воспитания
  • 1.Характеристика основных проявлений гибкости
  • 2.Методика развития гибкости
  • Лекция 13 двигательно-координационные способности и основы их воспитания
  • 1.Характеристика координационных способностей
  • 2.Задачи развития координационных способностей
  • 3.Методы воспитания координационных способностей
  • Лекция 14 психическая подготовка спортсмена
  • 1. Характеристика психической подготовки спортсмена
  • 2. Классификация средств и методов психической подготовки спортсменов
  • Лекция 15 спортивная подготовка как многолетний процесс и ее структура
  • 1. Структура многолетней подготовки спортсмена
  • 2. Методические положения построения многолетней подготовки спортсмена
  • 3.Этапы подготовки спортсменов
  • Лекция 16
  • 2. Направленность и организация тренировочного занятия
  • 3.Нагрузка в тренировочном занятии
  • Лекция 17 построение микроциклов в спортивной тренировке
  • 1.Характеристика микроцикла
  • 2.Типы микроциклов
  • 3.Сочетание в микроцикле различных по величине и направленности нагрузок
  • 4.Построение микроциклов при одноразовых и двухразовых занятиях в течение дня
  • Лекция 18 построение мезоциклов в спортивной тренировке
  • 1.Характеристика мезоцикла
  • 2.Типы мезоциклов
  • 3.Сочетание микроциклов в мезоцикле
  • Лекция 19 построение макроциклов в спортивной тренировке
  • 1.Характеристика макроцикла
  • 2. Построение тренировки в годичных циклах (подготовительный, соревновательный, переходный период)
  • Лекция 20 отбор и ориентация в спорте
  • 1. Характеристика понятий «спортивный отбор» и «спортивная ориентация»
  • 2. Отбор и ориентация на различных этапах многолетней подготовки спортсменов
  • Лекция 21 контроль в спортивной подготовке
  • 1. Характеристика комплексного контроля в спорте
  • 2. Виды контроля
  • 3.Требования к показателям контроля
  • Нагрузка и отдых как компоненты спортивной тренировки

    Понятие о тренировочной нагрузке

    Выполнение любого тренировочного упражнения связано с переводом организма на более высокий уровень функциональной активности, чем в состоянии покоя либо умеренного функционирования, и в этом смысле является «над­бавкой», «загружающей»или «нагружающей» органы и системы организма и вызываю­щей, если она достаточно велика, утомление. Таким образом, тер­мин означает прибавочную функцио­ нальную активность организма (относительно уровня покоя или другого исходного уровня), вносимую выполнением тренировочных упражнений, и степень преодолеваемых при этом трудностей.

    Смысл тренировочной нагрузки в общем понят давно: вызывая расходование рабочих потенциалов организма и утомление, она тем самым стимулирует восстановительные процессы, а в резуль­тате (если не иметь в виду чрезмерных нагрузок) сопровождается не только восстановлением, но и сверхвосстановлением работоспо­собности (суперкомпенсацией - А. А. Ухтомский и др.).

    По сравнению с общими формами физического воспитания в спортивной тренировке используются более значительные нагруз­ки как по объему, так и по интенсивности, что обусловлено закономерной связью между уровнем спортивных достижений и пара­метрами нагрузок. Хотя их соотношение не всегда прямо пропор­ционально, общая тенденция такова, что рост спортивных дости­жений, несомненно, зависит от прироста тренировочных нагрузок. Постоянные подтверждения этому дает весь опыт теории и прак­тики спорта.

    Нагрузки, применяющиеся в спортивной тренировке, по своему характеру могут быть подразделены на тренировочные и соревно­вательные, специфические и неспецифические; по величине - на малые, средние, значительные (околопредельные), большие (предельные); по направленности - на способствующие развитию от­дельных двигательных способностей (скоростных, силовых, коор­динационных, выносливости, гибкости) или их компонентов (на­пример, алактатных или лактатных анаэробных возможностей, аэробных возможностей), совершенствующие координационную структуру движений, компоненты психической подготовленности или тактического мастерства и т. п.; по координационной сложно­сти - на выполняемые в стереотипных условиях, не требующих значительной мобилизации координационных способностей, и свя­занные с выполнением движений высокой координационной слож­ности; по психической напряженности - на более напряженные и менее напряженные, в зависимости от требований, предъявляемых к психическим возможностям спортсменов.

    Нагрузки могут различаться по принадлежности к тому или иному структурному образованию тренировочного процесса. В ча­стности, следует различать нагрузки отдельных тренировочных и соревновательных упражнений или их комплексов, нагрузки тре­нировочных занятий, дней, суммарные нагрузки микро- и мезоциклов, периодов и этапов тренировки, макроциклов, тренировоч­ного года. .

    Различают показатели, относящиеся к внешней и внутренней сторонам нагрузки. Первые представляют собой количественные характе­ристики выполняемой тренировочной работы, оцениваемые по ее внешне выраженным параметрам (продолжительность, число по­вторений тренировочных упражнений, скорость и темп движений, величина перемещаемого веса и др.). Вторые, выражая степень мобилизации функциональных возможностей организма спортсмена при выполнении тренировочной работы, характеризу­ются обусловленной ею величиной физиологических, биохимиче­ских и других сдвигов в функциональном состоянии органов и си­стем (увеличением частоты сердечных сокращений, объема легочной вентиляции и потребления кислорода, ударного и минутного объема крови, содержания молочной кислоты в крови и т. п.).

    Согласно существующим представлениям, величина трениро­вочной нагрузки является производной от ее интенсивности и объема, причем их одновременное увеличение может происходить лишь до некоторых пределов, после чего дальнейшее нарастание интенсивности ведет к уменьшению объема, и наобо­рот. Отсюда вытекает необходимость учитывать параметры объема и интенсивности нагрузки, их соотношение и изменение в процессе тренировки.

    Понятие «объем» тренировочной нагрузки относится к продол­жительности ее воздействия и суммарному количеству работы, выполненной за время отдельного тренировочного упражнения или серии упражнений (термин «работа» здесь понимается не только в физико-механическом, но и в физиологическом смысле). Понятие же «интенсивность» нагрузки связывается с величиной прилагаемых усилий, напряженностью функций и силой воздействия на­грузки в каждый момент упражнения или же со степенью концен­трации объема тренировочной работы во времени (при характе­ристике суммарной интенсивности ряда упражнений).

    Одним из наиболее широко учитываемых внешних показателей объема нагрузки служит время, затраченное на выполнение упражнения, т. е. его протяженность во времени. Интенсивность отдельных упражнений часто оценивают по скорости и темпу движений, величине преодолеваемых внешних отягощений и тому по­добным показателям. При оценке нагрузки со сторо­ны функциональных сдвигов, происходящих в организме, одним из показателей ее объема служит, например, суммарная пульсовая стоимость упражнения (суммарная прибавка ЧСС за время упраж­нения относительно исходного уровня) или энергетическая стои­мость упражнения (оцениваемая расчетным путем по добавочному потреблению кислорода на работу), а показателями интенсивно­сти- средние, минимальные и максимальные значения ЧСС или энерготрат в единицу времени (например, в секунду или минуту).

    Нагрузки, применяющиеся в спортивной тренировке, по своему характеру могут быть подразделены на тренировочные и соревно­вательные, специфические и неспецифические; по величине - на малые, средние, значительные (околопредельные), большие (предельные).

    В срочных адаптационных реакциях можно выделить три стадии.

    Первая стадия связана с активизацией деятельности раз­личных компонентов функциональной системы, обеспечивающей выполнение заданной работы. Это проявляется в резком увеличе­нии частоты сердечных сокращений (ЧСС), вентиляции легких, потребления О2, накопления лактата в крови и т. д.

    Вторая стадия наступает, когда деятельность функцио­нальной системы протекает при стабильных характеристиках основных параметров ее обеспечения, в так называемом устой­чивом состоянии.

    Переход в третью стадию характеризуется нарушением баланса между запросом и его удовлетворением из-за утомления нервных центров, обеспечивающих регуляцию движений и дея­тельность внутренних органов, исчерпанием углеводных ресурсов организма и др. Слишком частое предъявление организму спорт­смена требований, связанных с переходом в третью стадию сроч­ной адаптации, может неблагоприятно сказаться на темпах фор­мирования долговременной адаптации, а также привести к отри­цательным изменениям в состоянии различных органов.

    Отдых как компонент спортивной тренировки

    Тренировочный процесс, как известно, включает в себя отдых. Но отдых лишь тогда можно рассматривать в качестве действительно органического компо­нента тренировки, когда он организован в соот­ветствии с ее закономерностями. Чрезмерно короткий либо, напротив, чрезмерно продолжительный отдых нарушает структуру тренировки и превращается в таких случаях из ее не­отъемлемого компонента в фактор перетренировки или растренировки (детренирующий фактор). Отсюда возникает проблема оптимального, регулирования отдыха в спортивной тренировке.

    Рационально организованный отдых (активный и пассивный) выполняет в тренировке две основные функции, единые в своей основе: 1) обеспечивает восстановление работоспособности после тренировочных нагрузок итем самым позволяет повторно исполь­зовать их; 2) служит одним из средств оптимизации эффекта на­грузок..

    Как восстановительная фаза отдых в процессе трени­ровки рационализируется с помощью таких средств и способов, как использование различных его форм (в том числе путем переклю­чения на иную деятельность, чем та, что вызвала утомление); комплексирование в определенных вариантах активного и пассив­ного отдыха; введение в интервалах между сериями упражнений элементов психорегулирующей тренировки, направленных на успокоение и тонизацию спортсмена, восстановительного массажа, термических воздействий (например, кратковременное прогрева­ние в сауне в интервалах между плавательными упражнениями), других гигиенических процедур и т. д.

    Использование отдыха как средства оптими­зации эффекта тренировочных нагрузок основано на том, что от его продолжительности в интервалах между упраж­нениями и особенностей содержания (активный либо пассивный) зависит «последействие» предыдущей нагрузки и воздействие по­следующей. Известно, что достаточно короткий интервал отдыха, или «жесткий» интервал, усиливает воздействие очередной нагруз­ки, поскольку она совпадает с фазой неполного восстановления работоспособности и остаточной функциональной активностью, со­храняющейся от предшествующей нагрузки; отдых, достаточный для простого восстановления работоспособности до исходного уровня, или «ординарный» интервал, позволяет использовать по­вторную нагрузку без уменьшения, но и без увеличения ее пара­метров; отдых, создающий условия для «сверхвосстановления» ра­ботоспособности, или «максимизирующий» интервал, предоставля­ет возможность для увеличения очередной нагрузки, однако степень сумма

    Наивысшая готовность к выступлению в соревнованиях и достижение высоких спортивных результатов возможны при условии современного научно-методического обеспечения всей системы подготовки. Отсюда вытекает понятие «школа спорта», под которым понимают систему подготовки спортсмена, сложившуюся на основе новейших научных данных и передовой спортивной практики.

    Наряду с понятием «спорт» часто используют понятие «физическая культура» или их сочетание «физическая культура и спорт». Спорт является неотъемлемой частью, крупным компонентом физической культуры. Целый ряд социальных функций физической культуры распространяется и на спорт. Однако не все виды спорта можно отнести к составляющим физической культуры. Это связано с тем, что под термином «физическая культура» понимают органическую часть культуры общества и личности, рациональное использование человеком двигательной активности в качестве фактора оптимизации своего состояния и развития, физической подготовки к жизненной практике.

    Такие виды спорта как шахматы, шашки, бридж, модельно-конструкторские дисциплины, непосредственно не связаны с использованием физических упражнений как главных средств подготовки к спортивным достижениям.

    Хотя спорт и является одной из составляющих физической культуры, он в то же время выходит за ее рамки, получая определенную самостоятельность. Спортивное движение в нашей стране и во всем мире, как правило, охватывает практику массового спорта. Многомиллионная армия детей, подростков, юношей, девушек и взрослых людей, занимаясь спортом, укрепляют свое здоровье, получают радость от общения с людьми, совершенствуются в избранной спортивной специализации, повышают свои физические кондиции, общую работоспособность и достигают спортивных результатов в соответствии со своими возможностями.

    Грамотно дозированные физические нагрузки оказывают благотворное воздействие на организм. Они позволяют добиться идеальной фигуры, повысить тонус мышц и даже укрепить иммунитет человека. Однако чтобы получить желаемый результат, нужно правильно составить комплекс упражнений и выбрать их оптимальную интенсивность. Какие виды физических нагрузок существуют и для каких целей они наиболее подходят, мы расскажем в нашей статье.

    Классификация нагрузок

    Занятия спортом выполняются с какой-то определенной целью. Это может быть поддержка мышечного тонуса, похудение, восстановление после травмы либо подготовка к спортивным состязаниям. В каждом случае виды физических нагрузок и их интенсивность будут отличаться, поэтому их принято разделять в соответствии со следующей классификацией:

    • аэробные;
    • анаэробные;
    • интервальные;
    • гипоксические.

    Некоторым из этих нагрузок наш организм подвергается ежедневно, а другие могут быть совершенно не под силу начинающему спортсмену. Давайте разберем, в чем же отличия каждого вида и для каких задач следует выбирать тот или иной вариант.

    Группа аэробных нагрузок

    Аэробные физические нагрузки (или же кардионагрузки) представляют собой комплекс простейших упражнений, которые направлены на обогащение клеток необходимым количеством кислорода, повышение защитных сил организма и тренировку его устойчивости.

    Этим нагрузкам наш организм подвергается ежедневно: во время похода в магазин, в процессе уборки квартиры, в дороге на работу и во время пешей прогулки. Также сюда можно отнести:

    • езду на велосипеде;
    • занятия водным спортом;
    • катание на лыжах, коньках, роликах;
    • ежедневную гимнастику;
    • ходьбу по лестнице;
    • занятия танцами и т. п.

    В эту группу входят практически все варианты активного времяпрепровождения. Для поддержки организма в хорошей форме это идеальный вид физической нагрузки.

    Упражнения аэробного типа считаются самыми безопасными. Их могут выполнять люди разного возраста вне зависимости от уровня подготовки. Пациентам, перенесшим тяжелые травмы и имеющим хронические заболевания, рекомендуются именно такие нагрузки. Однако в данном случае интенсивность занятий и реакцию организма должен строго контролировать лечащий врач.

    Анаэробные упражнения и способы их выполнения

    Анаэробная группа упражнений включает в себя виды физических нагрузок, отличающихся повышенной тяжестью и интенсивностью. Сюда входят которые выполняются спортсменами с целью увеличения мышечной массы, и тренировки выносливости организма.

    Упражнения выполняются при помощи тяжелых гантелей, штанги и различных тренажеров. Их основная суть - кратковременное перемещение тяжести без движения тела. Итоговым результатом считается значительное увеличение объема мышечной ткани и высокие силовые показатели. Однако следует знать, что в процессе быстрого наращивания объема мышц их эластичность существенно снижается.

    Анаэробные нагрузки имеют противопоказания и не рекомендуются людям старше 40 лет. Тем не менее можно выполнять упражнения с умеренным отягощением, позволяющие поддерживать тело в хорошей физической форме: поднимать гантели до 5 кг, использовать резиновые либо пружинные эспандеры.

    Группа интервальных упражнений: в чем их особенности?

    Во время тренировки спортсменов могут чередоваться и сочетаться различные виды физических нагрузок (и их интенсивность). В таком случае говорят об интервальной нагрузке, когда занятия включают в себя элементы первого и второго вида.

    Например, молодым и здоровым мужчинам, занимающимся тяжелым видом спорта, в обязательном порядке рекомендуется выполнять аэробные упражнения. То есть во время их тренировок чередуются тяжелые упражнения и легкий бег. В то же время легкоатлеты могут дополнительно использовать большие нагрузки, воздействующие на определенную группу мышц. В спорте виды физических нагрузок чередуются постоянно, особенно если речь идет о профессиональных тренировках.

    Гипоксические нагрузки

    Они применяются для тренировки выносливости профессиональных спортсменов. Гипоксические нагрузки относятся к тяжелым упражнениям, так как их выполняют в условиях недостатка кислорода, когда человек находится на пределе своих возможностей.

    Основная цель этого вида тренировок - минимизация процесса акклиматизации организма в непривычной ему обстановке. применяются для тренировки дыхательной системы альпинистов, которые часто пребывают в условиях высокогорья, где преобладает

    Принцип выбора видов физической нагрузки (по характеру воздействия)

    Правильный выбор оптимальных упражнений - залог получения нужного результата. Именно поэтому перед началом тренировок нужно четко обозначить итоговую цель. Это может быть:

    • реабилитация после перенесенных травм, операций и хронических заболеваний;
    • оздоровление и восстановление сил, снятие напряжения после трудового дня;
    • поддержание организма в имеющейся физической форме;
    • повышение выносливости и увеличение сил организма.

    Выбор нагрузки во втором и третьем варианте обычно не вызывает сложностей. А вот упражнения с лечебной целью самостоятельно выбрать гораздо сложнее. Задумываясь о том, какие виды физических нагрузок наиболее эффективно восстанавливают, следует брать во внимание нынешнее состояние и возможности человека.

    Одно и то же упражнение может быть очень эффективным для спортсмена в умеренной физической форме и абсолютно бесполезно для начинающего легкоатлета. Поэтому выбор программы тренировок должен осуществляться по принципу пороговых нагрузок, и лучше, если тренер хорошо осведомлен о состоянии и возможностях спортсмена.

    Виды нагрузок

    Помимо основной классификации тренировок, существует разделение упражнений на несколько видов. Каждый из них направлен на развитие конкретного качества.

    По характеру воздействия на организм различают несколько основных видов физических нагрузок:

    • силовые;
    • скоростные;
    • на гибкость;
    • на развитие ловкости и координационных способностей.

    Чтобы от тренировок была получена максимальная польза, их следует выполнять в соответствии с определенными правилами, о которых мы поговорим ниже.

    Силовые упражнения

    Занятия силовыми упражнениями помогают держать организм в тонусе, замедляют процессы старения тканей, предупреждают развитие различных сердечно-сосудистых заболеваний. Важно, чтобы нагрузку получали все поскольку бездействующие ткани лишаются необходимых веществ, что приводит к их старению.

    Положительное воздействие от силовых упражнений достигается в том случае, если нагрузка постепенно увеличивается, но при этом она соответствует состоянию здоровья человека. Отягощение нагрузок и их повторение также должно возрастать постепенно. Упражнения с бесконтрольным количеством повторений абсолютно безрезультатны для тренировки выносливости и силы.

    В оздоровительных упражнениях физическая нагрузка (классификацию и виды которой назначает врач) основывается на непредельном отягощении и четко установленном числе повторений. Такой метод выбора нагрузок позволяет добиться результата и избежать травматизма.

    На начальных этапах тренировок следует использовать отягощение не более 40% от максимально возможного по состоянию организма. Далее нагрузку можно подбирать так, чтобы максимальное количество повторений упражнения составляло порядка 8-12 раз. А для мышц предплечья, шеи, голени и живота достигало бы 15-20 раз (с паузами между подходами по 1-3 минуты).

    Нагрузки скоростного типа

    Подобные тренировки не требуют от человека большой выносливости и сильного напряжения. Они оказывают положительное влияние как на молодой, так и на стареющий организм. В последнем случае скоростные упражнения считаются особо актуальными. Ведь основным признаком увядания организма является не только угасание его двигательных функций, но и замедление движений.

    Скоростные нагрузки не следует проводить дольше 10-15 секунд. Длительные упражнения (от 30 до 90 секунд) должны выполняться с понижением мощности. Именно такие упражнения, чередуемые с небольшими временными интервалами для отдыха, в максимальной степени способствуют замедлению процессов старения клеток. С целью поддержки организма в оптимальной форме скоростные упражнения рекомендуется выполнять во время каждого занятия спортом.

    Польза эластичности мышц, связок, суставов

    Упражнения на гибкость - самые популярные виды нагрузок в Их включают в школьные занятия детей самых младших классов. Такие нагрузки способствуют сохранению гибкости и подвижности суставов и позвоночника. Кроме того, к положительным воздействиям таких нагрузок можно отнести:

    • профилактику чрезмерного износа суставов;
    • предотвращение развития артрита;
    • улучшение состояния суставной сумки;
    • профилактику остеохондроза.

    Эластичность мышц, суставов и связок значительно уменьшает вероятность получения травм, способствует скорейшему восстановлению мышечных тканей после физических нагрузок. Упражнения на гибкость отлично расслабляют мышцы, улучшают их тонус.

    Отсутствие таких нагрузок приводит к закрепощению тканей. Энергия, которая могла бы использоваться для восстановления, растрачивается впустую, а сама мышца страдает от нехватки кислорода.

    Какие еще необходимы тренировки

    Ловкость и координационные способности - не менее важные качества, требуемые человеку в течение всей его жизни. При отсутствии систематических тренировок эти навыки постепенно уменьшаются. Какие виды физических нагрузок следует включать в тренировки для развития данных способностей? Тут все проще простого. Самым лучшим вариантом будут различные спортивные игры: большой теннис, настольный, бадминтон и пр.

    Легкие виды спорта отлично тренируют ловкость и являются хорошей профилактикой сердечно-сосудистых заболеваний. Возрастных ограничений такие нагрузки не имеют, однако дозировать их очень сложно. По этой причине в процессе тренировки нужно контролировать собственное дыхание и следить за частотой сердечного ритма.

    Тренировки ловкости при помощи спортивных игр значительно увеличивают адаптационные способности организма, а упражнения, требующие постоянного внимания, хорошо тренируют мыслительную реакцию. Человек начинает быстрее принимать сложные решения и быстрее действует в непредвиденных ситуациях.

    Как мы увидели, любой вид физической нагрузки способен положительно влиять на человека. Однако чтобы добиться максимального результата, тренировки должны иметь систематический характер и включать в себя одновременно несколько видов упражнений. Таким образом можно обеспечить высокую степень устойчивости организма к неблагоприятным факторам, а также постоянно развивать и совершенствовать новые навыки. Главное - помните, какой бы вид нагрузок вы ни выбрали, важно всегда знать меру!

    Классификация нагрузок


  • Основные компоненты нагрузки

  • «Внешняя» и «внутренняя» стороны нагрузки
  • Литература: 1. Платонов, В.Н. Спс в ОС; 2. Курамшин, Ю.Ф. ТиМФК; 3. Холодов, Ж.К., Кузнецов, В.С. ТиМФВиС; 4. Волков, И.П. ОТиМСТ

    - 1 –

    Выполнение любого тренировочного упражнения связано с переводом организма на более высокий уровень функциональной активности, чем в состоянии покоя.

    это воздействие физических упражнений на организм занимающихся, вызывающее активную реакцию его функциональных систем. Степень напряжения организма.

    В спортивной практике нагрузки подразделяются по следующим признакам:

    По своему характеру:

    - «тренировочные»

    - «соревновательные»

    - «специфические» (близкие по характеру к соревновательным)

    - «неспецифические» общеразвивающие (направленные на всестороннее развитие организма спортсмена).

    – прибавочная стоимость функциональной активности организма при выполнении тренировочных упражнений.

    - это интенсивная , часто максимальная нагрузка, связана с выполнением соревновательной деятельности.

    Рост спортивных дости­жений, несомненно, зависит от прироста тренировочных нагрузок. Постоянные подтверждения этому дает весь опыт теории и прак­тики спорта.

    По величине:

    Малые


    - средние

    Значительные (околопредельные)

    Большие (предельные)

    В современной классификации тренировочных и соревновательных нагрузок выделяют:

    Аэробная

    Анаэробная

    Смешанная (аэробно-анаэробная)
    -2-

    Основные компоненты нагрузок:


    • Характер работы

    • Объем

    • Интенсивность

    • Характер отдыха

    • Продолжительность интервалов отдыха
    Характер работы. Все упражнения имеют свое воздействие на организм. Глобальное воздействие – в работе участвуют 2/3 общего объема мышц, регионального – от 1/3 до 2/3, локального – до 1/3 всех мышц.

    Объем работы. Понятие «объем» - суммарное количество работы, выполняемое за время отдельного упражнения или серии упражнений. Показатели: время, затраченное на выполнение упражнений, его протяженность, выраженные в часах, километрах, числом тренировочных занятий, соревновательных стартов, элементов, прыжков, схваток, игр.

    Интенсивность работы. Понятие «интенсивность» - величина прилагаемых усилий, сила воздействия в момент упражнений, напряженность. Показатели: скорость, темп движений, величина отягощений, мощность выполнения, ЧСС.

    Характер отдыха. Активный отдых и пассивный. При активном отдыхе – спортсмен паузы отдыха заполняет дополнительной деятельностью. При пассивном – спортсмен не выполняет никакой работы. Комбинированный отдых.

    Продолжительность интервалов отдыха.

    - короткий интервал отдыха, или «жесткий» интервал , усиливает воздействие очередной нагруз­ки, поскольку работа выполняется на фоне неполного восстановления работоспособности и остаточной функциональной активностью, со­храняющейся от предшествующей нагрузки;

    - «ординарный» интервал, или «полный» , достаточный для простого восстановления работоспособности до исходного уровня, или позволяет использовать по­вторную нагрузку без уменьшения, но и без увеличения ее пара­метров;

    - максимальный интервал отдыха, или «сверхвосстановления» , создающий условия для ра­ботоспособности, предоставля­ет возможность для увеличения очередной нагрузки.


    Тренировочный процесс, как известно, включает в себя отдых. Но отдых лишь тогда можно рассматривать в качестве действительно органического компо­нента тренировки, когда он организован в соот­ветствии с ее закономерностями . Чрезмерно короткий либо, напротив, чрезмерно продолжительный отдых нарушает структуру тренировки и превращается в таких случаях из ее не­отъемлемого компонента в фактор перетренировки или растренировки (детренирующий фактор). Отсюда возникает проблема оптимального, регулирования отдыха в спортивной тренировке.

    Рационально организованный отдых (активный и пассивный) выполняет в тренировке две основные функции, единые в своей основе:


    1. обеспечивает восстановление работоспособности после тренировочных нагрузок и тем
    самым позволяет повторно исполь­зовать их;

    2) служит одним из средств оптимизации эффекта на­грузок.

    -3-

    Тренировочную и соревновательную нагрузку можно охарактеризовать с «внешней» и «внутренней» стороны. «Внешняя» сторона нагрузки - это пространственное построение движения и динамические (усилия, механическая работа, мощность) характеристики движения в границах объема и интенсивности. Её показатели: объем работы в часах, в километрах, серии, подходы, величина отягощения, темп движений, скорость.

    «Внутренняя» сторона нагрузки - характер изменений происходящих в отдельных системах организма человека; в дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной, зрительной, вестибулярной, чувствительной и опорно-двигательной. Её показатели: ЧСС, ЧД - частота дыхания, ПК – потребление кислорода, количество лактата в крови и др.

    В спортивной практике для правильной оценки величины нагрузок отдельных занятий могут использоваться относительно простые, но достаточно объективные показатели: окраска кожи, сосредоточенность спортсмена, качество выполнения им движений, настроение, общее самочувствие.


    Симптомы утомления после нагрузок различной величины нагрузки

    (непосредст-ые изменения)

    Показатель

    Восст-ый период после чрезмерной нагрузки

    Окраска кожи

    легкое покраснение


    сильное покраснение


    очень сильное

    покраснение


    бледность, сохраняющаяся в течение нескольких дней

    Движение

    уверенное выполнение



    увеличение

    ошибок, снижение

    точности движений, появление

    неуверенности



    сильное

    нарушение

    координации, вялое выполнение движений, явные ошибки




    Сосредоточенность

    полное внимание при рассказе и объяснении упражнений


    невнимательность при объяснении, пониженная восприимчивость


    большая


    нервозность

    невнимательность неспособность к исправлению движений после 24 и 48 ч отдыха, не сосредоточение во время умственной работы

    Общее

    самочувствие


    жалоб нет, выполняются все нагрузочные задания

    слабость в мышцах, затрудненное дыхание, снижение работоспособности

    тяжесть в мышцах, головокружения, тошнота

    Готовность

    к движениям

    стойкое желание продолжать тренировки



    пониженная активность, стремление к большим паузам, снижение готовности продолжать работу

    желание полного покоя, прекращение тренироваться



    нежелание тренироваться на следующий день, безразличие, сопротивление требованиям тренера

    Настроение

    приподнятое радостное оживленное



    «приглушенное» но радостное радость по поводу следующей тренировки

    возникают сомнения в смысле тренировки

    подавленность сомнения продолжается поиск причин для отсутствия на тренировке

    ТЕМА: НАГРУЗКИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В СПОРТЕ

    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:


    1. Раскрыть понятия «нагрузка», «тренировочная нагрузка», «соревновательная нагрузка»;

    2. Классифицировать нагрузку по характеру;

    3. Классифицировать нагрузку по величине (% воздействия, решение задач);

    4. Определить время восстановления в зависимости от величины нагрузки;

    5. Классифицировать нагрузку по направленности;

    6. Назвать основные компоненты нагрузки;

    7. Раскрыть компонент нагрузки «характер упражнений»;

    8. Раскрыть понятие «объем нагрузки» (определить его показатели);

    9. Раскрыть понятие «интенсивность нагрузки» (определить её показатели);

    10. Определить типы интервалов отдыха;

    11. Классифицировать отдых по характеру;

    12. Сформулировать функции отдыха;

    13. Раскрыть понятие «внешняя» сторона нагрузки;

    14. Раскрыть понятие «внутренняя» сторона нагрузки;

    15. Определить критерии нагрузки (объективные, субъективные);

    16. Уметь контролировать и дозировать нагрузки (на примере избранного вида спорта);

    17. Описать симптомы утомления после нагрузок различной величины нагрузки.

    Тема: Утомление и восстановление при мышечной деятельности

    План лекции:


    1. Динамика работоспособности при мышечной деятельности

    2. Диагностика утомления

    3. Динамика восстановительных процессов

    4. Средства восстановления

    Литература: 1. Платонов, В.Н. Спс в ОС; 4. Волков, И.П. ОТиМСТ; 5. Ильинич, В.И. ФК

    - 1 -

    В результате применения нагрузки происходит приспособление всех систем и органов организма, тем самым расширяются их функциональные возможности, в результате чего увеличивается работоспособность и улучшаются физические качества.

    Динамика работоспособноси при напряженной мышечной деятельности:


    1. Период предрабочего возбуждения нервной системы – настройка организма на осознанное выполнение той или иной работы.

    2. Период врабатывания – налаживается стереотип движений, активизируются отдельные системы организма - неодновременно. Наблюдается прирост ЧСС на первых минутах выполнения нагрузки. Продолжи­тельность данного периода находится, в прямой зависимости от интенсивности выполняемой работы: чем она интенсивнее, тем длительнее врабатывание. Период врабатывания обычно короче у спортсменов , адаптированных к данной работе, а также у спортсменов высокой квалификации, которых отличают надеж­ные и одновременно лабильные связи двигательных и вегетатив­ных функций. Достаточно сказать, что спортсмены высокого класса, адаптированные к применяемым упражнениям, достигают мак­симальных для данной работы показателей потребления кисло­рода уже через 60-90 с, а спортсменам II и III спортивных раз­рядов для этого часто не хватает 5-6 мин.

    3. Процесс устойчивого состояния – наступает после окончания периода врабатывания. Достигается согласованность всех функций организма, работа выполняется в течение определенного времени на относительно постоянном уровне работоспособности. Данное состояние нарушается вследствие развития утомления.

    4. Процесс утомления – характеризуется возрастанием напряженности деятельности функциональных систем организма, а затем наблюдается снижение работоспособности.
    Утомление – это вид функционального состояния человека, временно возникающий под влиянием продолжительной или интенсивной работы, приводящий к снижению её эффективности.

    -2-

    Утомление проявляется в уменьшении силы и выносливости мышц, ухудшении координации движений, в возрастании затрат энергии при выполнении одной и тойже работы, в замедлении реакций и скорости переботки информации, затруднении процесса соредоточения и переключения внимания и других явлений.

    Принято различать ТРИ вида утомления:


    • Скрытое утомление – существенного изменения структуры движения, снижение рабостопособности не наблюдается. Определить достаточно сложно. Процекает за счет компенсирующих процессов (резервов). Постепенно происходит исчерпание функциональных резервов организма и достигают своих максимальных величин при переходе скрытого утомления в явное, т.е. в момент заметного снижения работоспособности.

    • Явное утомление – проявляющееся снижением работоспособности. Данный вид утомления не сложно определить благодоря наличию явнях признаков.

    • Неопредолимое - характеризуется невозможностью выполнять заданный режим работы и отказам от выполнения работы в задонном режиме.

    Скорость развития процесса утомления зависит от индивидуальных возможностей спортсменов, и от сте­пени тренированности, и от характера нагрузки, и от других факторов.


    1. Восстановление – процесс, происходящий в организме , который заключающийся в постепенном возвращении к исходному уровню актив­ности утомленных систем организма и может характеризоваться значительными положительны­ми перестройками в его системах.
    Восстановительный период – это время, в течение которого происходит восстановление физиологического статуса после выполнения определенной работы.

    -3-

    Динамика восстановительных процессов:

    Фаза относительной нормализации - наступает после окончания выполнения упражнения, ряд показателей возвращается к исходному уровню, если мы не выполняем следующее упражнение.

    Фаза суперкомпенсации – характеризуется явлением получившее название «суперкомпенцация» и «сверхвосстановление».

    Фаза затухания следовых процессов – происходит убывание запасов гликогена в организме, утрачивается прибавка в мышечных структурах, начинают угасать возникающие в ходе упражнения рефлекторные связи. Самое главное нужно строить систему занятий таким образом, что бы каждое очередное занятие начиналось до наступления этой фазы.

    -4-

    В настоящее время уже ни у кого не вызывает сомнения то, что восстановление – неотъемлемая часть тренировочного процесса, не менее важная, чем сама тренировка. Поэтому практическое использование различных восстановительных средств в системе подготовки спортсменов – важный аспект для дальнейшего повышения эффективности тренировки, достижения высокого уровня подготовленности.

    Средства восстановления определяются степенью выраженности утомления.

    К настоящему времени спортивной наукой и передовой практикой накоплен богатый материал по проблеме использования средств восстановления: дана классификация восстановительных средств, обоснованы основные принципы их использования, выделены определенные средства восстановления и их комплексы в отдельных видах спорта. При этом рекомендуется использовать большой перечень восстановительных средств:


    • Педагогические (позволяющие управлять работоспособностью спортсменов и восстановительными процессами с помощью эффективно организованной мышечной деятельности; подбор и сочетание в процессе занятий средств и методов тренировки, разнообразие нагрузок).

    • Медико-биологические (к числу которых относятся: рациональное питание, фармакологические препараты, физио- и гидропроцедуры, различные виды массажа, прием белковых препаратов, спортивных напитков, бани-сауны, кислородные коктейли, электростимуляция). Действие этих средств направлено на восполнение затраченных при нагрузке энергетических и пластических ресурсов организма, восстановление витаминного баланса, микроэлементов, терморегуляции и кровоснабжения, повышение иммунной активности, тем самым облегчения естественного течения процессов восстановления, повышение защитных сил организма, его устойчивости по отношению к действию различных неблагоприятных и стрессовых факторов. Восстановление спортсменов в ходе учебно-тренировочного процесса, после перенесенных заболеваний, травм, перенапряжения.

    • Психологические (аутогенная тренировка, психорегулирующая тренировка, самовнушение, с их помощью снижается нервно-психическая напряженность, быстрее восстанавливается нервная энергия)..

    Отдых. Более быстрое и более значительное восстановление работоспособности обеспечивается не пассивным отдыхом, а переключением на другой вид деятельности, т. е. активным отдыхом.

    Главным тезисом планирования восстановительных процессов является то, что средства восстановления планируются параллельно с нагрузкой!

    ТЕМА:

    Утомление и восстановление
    при мышечной деятельности

    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:


    1. Раскрыть понятия «утомление», «восстановление»;

    2. Описать динамику работоспособности при мышечной деятельности;

    3. Классифицировать виды утомления;

    4. Выделить субъективные и объективные признаки при диагностике утомления;

    5. Описать динамику восстановительных процессов (по фазам);

    6. Определить современные средства восстановления, применяемые в процессе подготовки спортсменов;

    7. Выделить средства восстановления, применяемые в ходе учебно-тренировочного процесса по избранному виду спорта;

    8. Раскрыть средства восстановления, применяемые после перенесенных трав, заболеваний, перенапряжений;

    9. Назвать педагогические средства восстановления, определить их роль в управлении работоспособности спортсменов.

    10. Определить действие медико-биологических средств восстановления;

    11. Раскрыть психологические средства восстановления;

    12. Назвать главный тезис планирования восстановительных процессов.

    Преподаватель _____________/Скидан А.А./

    Все виды физических нагрузок подразделяются по величине нагрузки, среди которых различают большие (предельные), значительные (околопредельные), средние и малые. Перечисленные степени интенсивности нагрузок соответствуют разным уровням спортивной квалификации: спортсмены экстракласса (олимпийские чемпионы и чемпионы мира), мастера спорта международного класса, мастера спорта, разрядники, далее - лица, занимающиеся и не занимающиеся физической культурой и, наконец, те, кто прибегает к лечебной физкультуре с целью реабилитации тех или иных функций организма с помощью дозированной двигательной активности. Однако на каждом уровне имеются пределы своих возможностей, ограничивающие физическую работоспособность человека . Следует иметь в виду, что факторы, лимитирующие работоспособность, зависят от вида физической деятельности, которая может быть подразделена в соответствии с классификацией видов спорта на шесть основных групп.

    1. Циклические виды спорта (беговые дисциплины легкой атлетики, плавание , лыжные гонки , велосипедный спорт , шорт-трек, скоростной бег на коньках, гребля академическая и на байдарках и каноэ и др.). Они требуют преимущественного проявления выносливости , поскольку предполагают многократное повторение стереотипных циклов движений. Эти виды деятельности вызывают расходование большого количества энергии.

    2. Скоростно-силовые виды спорта (все легкоатлетические прыжки и спринтерские дистанции, метания , тяжелая атлетика и др.). Отличительная особенность этих видов - взрывная, короткая по времени и очень интенсивная физическая деятельность. В большинстве случаев скоростные способности зависят от генетических детерминант и мало поддаются как тренировке, так и влиянию лекарственных средств.

    3. Спортивные единоборства (фехтование , все виды борьбы , бокс , восточные единоборства и др.). Характерной чертой расходования энергии при единоборствах является непостоянный, циклический уровень физических нагрузок, зависящих от конкретных условий соперничества и достигающих иногда очень высокой интенсивности.

    Под скоростными способностями спортсмена понимают комплекс функциональных свойств, обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальное время. Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей.

    Элементарные формы проявляются в латентном времени простых и сложных двигательных реакций, скорости выполнения отдельного движения при незначительном внешнем сопротивлении, частоте движений.

    Комплексные формы проявления скоростных способностей в сложных двигательных актах, характерных для тренировочной и соревновательной деятельности в различных видах спорта, обеспечиваются элементарными формами проявления быстроты в различных сочетаниях и в совокупности с другими двигательными качествами и техническими навыками.

    Гибкость - морфофункциональные свойства аппарата движения и опоры, определяющие амплитуду движения спортсмена. Термин "гибкость" более приемлем для оценки суммарной подвижности в суставах всего тела. Когда речь идет об отдельных суставах, правильнее говорить об их подвижности (подвижность в голеностопных суставах, подвижность в плечевых суставах и др.).

    Различают активную и пассивную гибкость. Активная гибкость - это способность выполнять движения с большой амплитудой за счет активности групп мышц, окружающих соответствующий сустав. Пассивная гибкость - способность к достижению наивысшей амплитуды движений в результате действия внешних сил. Показатели пассивной гибкости всегда выше показателей активной гибкости.

    Под силой человека следует понимать его способность преодолевать сопротивление или противодействовать ему за счет деятельности мышц.

    Сила может проявляться при изометрическом (статическом) режиме работы мышц , когда при напряжении они не изменяют своей длины, и при изотоническом (динамическом) режиме, когда напряжение связано с изменением длины мышц. В изотоническом режиме выделяют два варианта: концентрический (преодолевающий), при котором сопротивление преодолевается за счет напряжения мышц при уменьшении их длины, и эксцентрический (уступающий), когда осуществляется противодействие сопротивлению при одновременном растяжении, увеличении длины мышц.

    Выделяют такие основные виды силовых качеств : максимальную силу, скоростную силу и силовую выносливость.

    Под максимальной силой следует понимать наивысшие возможности, которые спортсмен способен проявить при максимальном произвольном мышечном сокращении. Уровень максимальной силы проявляется в величине внешних сопротивлений, которые спортсмен преодолевает или нейтрализует при полной произвольной мобилизации возможностей нервно-мышечной системы. Максимальную силу человека не следует отождествлять с абсолютной силой, которая отражает резервные возможности нервно-мышечной системы. Как показывают исследования, эти возможности не могут полностью проявляться даже при предельной волевой стимуляции, а могут быть обнаружены лишь в условиях специальных внешних воздействий (электростимуляция мышц, принудительное растягивание предельно сокращенной мускулатуры). Максимальная сила во многом определяет спортивный результат в таких видах спорта, как тяжелая атлетика, легкоатлетические метания, прыжки и спринтерский бег, различные виды борьбы, спортивная гимнастика. Достаточно велика роль максимальной силы в спринтерском плавании, гребле, конькобежном спорте, некоторых спортивных играх.

    Скоростная сила - это способность нервно-мышечной системы к мобилизации функционального потенциала для достижения высоких показателей в максимально короткое время. Решающее влияние скоростная сила оказывает на результаты в спринтерском беге, спринтерском плавании (50 м), велоспорте (трек, спринт и гит на 1000 м с места), конькобежном спринте (500 м), фехтовании, легкоатлетических прыжках, различных видах борьбы, боксе. Скоростную силу следует дифференцировать в зависимости от величины проявлений силы в двигательных действиях, предъявляющих различные требования к скоростно-силовым возможностям спортсмена. Скоростную силу, проявляемую в условиях достаточно больших сопротивлений, принято определять как взрывную силу, а силу, проявляемую в условиях противодействия относительно небольшим и средним сопротивлениям с высокой начальной скоростью, принято считать стартовой силой. Взрывная сила может оказаться решающей при выполнении эффективного старта в спринтерском беге или плавании, а стартовая сила - при выполнении ударов в бадминтоне, боксе, уколов в фехтовании и др.

    Силовая выносливость - это способность длительное время поддерживать достаточно высокие физические нагрузки. Уровень силовой выносливости проявляется в способности спортсмена преодолевать утомление, в достижении большого количества повторений движений или продолжительного приложения силы в условиях противодействия внешнему сопротивлению. Силовая выносливость является одним из важнейших качеств, определяющих результат во многих видах соревнований циклических видов спорта. Велико значение этого качества и в гимнастике, различных видах борьбы, горнолыжном спорте.

    В структуре координационных способностей спортсмена, прежде всего, следует выделять восприятие и анализ собственных движений, наличие образов, динамических, временных и пространственных характеристик движений собственного тела и различных его частей в их сложном взаимодействии, понимание поставленной двигательной задачи, формирование плана и конкретного способа выполнения движения. При всех этих составляющих может быть обеспечена эффективная эффекторная импульсация мышц и мышечных групп, которые необходимо привлечь к высокоэффективному с точки зрения координации выполнению движения. Важным фактором, определяющим уровень координации, является также оперативный контроль характеристик выполняемых движений и обработка его результатов. В этом механизме особую роль играет точность афферентных импульсов, поступающих от рецепторов мышц, сухожилий, связок, суставных хрящей, а также зрительного и вестибулярного анализаторов, эффективность их обработки центральной нервной системой.

    Рассматривая мышечно-суставную чувствительность как важнейшую предпосылку эффективности афферентной импульсации, следует отметить избирательность ее формирования в строгом соответствии со спецификой видов спорта, техническим арсеналом конкретного спортсмена.

    Уровень координационных способностей во многом зависит от моторной (двигательной) памяти - свойства ЦНС запоминать движения и воспроизводить их в случае необходимости. Важным фактором, предопределяющим уровень координационных способностей, является эффективная внутри- и межмышечная координация. Способность быстро активизировать необходимое количество двигательных единиц, обеспечить оптимальное взаимодействие мышц-синергистов и мышц-антагонистов, быстрый и эффективный переход от напряжения мышц к их расслаблению присущи квалифицированным спортсменам, отличающимся высоким уровнем координационных способностей.

    Важнейшим элементом координационных способностей спортсмена является совершенство механизма нервно-мышечной передачи импульсов, предусматривающее возможность повышения импульсации мотонейронов, рекрутирование дополнительных мотонейронов - в одних случаях, снижение импульсации мотонейронов, сокращение количества мотонейронов, посылающих импульсы - в других.

    Выносливость - это способность к эффективному выполнению физических нагрузок, преодолевая развивающееся утомление. В самой общей форме утомление характеризуют как обратимое нарушение физиологического и биохимического гомеостаза, которое компенсируется в посленагрузочном периоде.

    Выносливость измеряется временем и напрямую зависит от интенсивности выполняемой нагрузки. Уровень развития выносливости обусловливается энергетическим потенциалом организма спортсменов и его соответствия требованиям вида спорта. Выносливость подразделяют на общую и специальную, тренировочную и соревновательную, локальную, региональную и глобальную, аэробную и анаэробную , алактатную и лактатную, мышечную и вегетативную, сенсорную и эмоциональную, статическую и динамическую, скоростную и силовую. Специфика развития выносливости в виде спорта должна исходить из анализа факторов, ограничивающих уровень проявления этого качества в соревновательной деятельности с учетом требований к регуляторным и исполнительным органам.

    В спортивной физиологии термин "выносливость" включает два отдельных, но взаимосвязанных понятия - мышечную и кардиореспираторную выносливость, значение каждой из которых в различных видах спорта неодинаково.

    Мышечная выносливость особенно характерна для бегунов. Она выражается в способности отдельной мышцы или группы мышц выдерживать нагрузку в течение длительного времени - повторяющуюся (бег) или статическую (тяжелая атлетика, борьба). При этом мышечная деятельность может быть ритмичной или повторяющейся (бокс) или статической (борьба). Мышечная выносливость тесно связана с мышечной силой, анаэробной и аэробной производительностью . Исследовать мышечную выносливость можно как в статике, так и в динамике, используя свободные отягощения и изокинетические приборы в стендовом эксперименте. Показателем статической выносливости является время, в течение которого спортсмен может удерживать определенную массу, и его связывают с абсолютной силой мышц. Показателем динамической выносливости является число повторений, выполненных с определенным сопротивлением за определенное время. Скоростно-силовую выносливость рук оценивают по выполнению пятиминутной предельной мышечной работы. Регистрируемые показатели позволяют рассчитать механическую мощность работы и мощность однократного движения.

    Кардиореспираторная выносливость связана со способностью организма выдерживать длительную циклическую нагрузку и характеризует возможности всего организма в целом. Этот тип выносливости характерен для бегунов, велосипедистов, пловцов, преодолевающих длинные дистанции с относительно высокой скоростью. Кардиореспираторная выносливость зависит от развития и функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем и характеризуется аэробными возможностями организма. При нагрузочном тестировании данного вида выносливости используют непрерывную, ступенеобразно повышающуюся нагрузку без интервалов отдыха, при которой кардиореспираторные показатели достигают устойчивого состояния в каждой ступени. Для проведения тестов в условиях стендового эксперимента используют велоэргометр или тредбан.

    Пробы с фармакологическими маркерами

    С учетом приведенного выше были разработаны пробы с сердечно-сосудистыми препаратами и дана оценка проб, влияющих на кардиореспираторную выносливость (Карпман и соавт., 1983). Эти средства влияют на проводимость (КСl, амилнитрит) импульсов в пучках Гисса, на коронарные сосуды и вегетативную нервную систему (атропин, анаприлин, индерал).

    По принципу фармакологического тестирования указанные пробы принято делить на нагрузочные и пробы выключения. К нагрузочным относят пробы, в которых применяемый фармакологический препарат оказывает стимулирующее действие на исследуемый физиологический или патофизиологический механизм.

    В различных видах спорта выносливость определяют одни и те же физиологические и биохимические механизмы, которые необходимо анализировать при исследовании отдельных видов спортивных нагрузок и влияния на их переносимость различных лекарственных средств. Используемые на практике тестовые процедуры должны обеспечивать оценку показателей выносливости (работоспособности) и биоэнергетических возможностей спортсмена в стандартных условиях лабораторного эксперимента и количественно оценить степень реализации этих показателей в специфических условиях соревнования по отдельным видам спорта. В практике контроля за развитием выносливости спортсменов в настоящее время широкое распространение получили стандартизованные эргометрические испытания , позволяющие получить количественные оценки работоспособности или мощности, аэробных и анаэробных возможностей.

    Наряду с регистрацией эргометрических показателей выносливости важное значение при избирательной оценке отдельных компонентов этого качества имеют прямые измерения биоэнергетических параметров мощности, емкости и эффективности аэробных и анаэробных возможностей. Как известно, функциональные возможности спортсмена зависят в значительной степени от его аэробной и анаэробной производительности. Аэробная производительность определяется целым рядом факторов, которые способствуют, в конечном счете, наиболее быстрой доставке кислорода тканям и его эффективному использованию. Основной показатель эффективности кардиореспираторной системы - максимальное потребление кислорода (МПК или V0 2 max) - наибольшее количество кислорода, которое человек способен потреблять в течение одной минуты или максимальная интенсивность его утилизации в случае предельной изнурительной нагрузки.

    При напряженной мышечной деятельности на определенном этапе наступает несоответствие между потребностью в кислороде работающих мышц и его доставкой . В этих условиях активируются бескислородные (анаэробные) пути энергообеспечения . Накопление недоокисленных продуктов обмена (метаболиты углеводного и липидного обмена) приводит к нарушению кислотно-основного состояния крови, снижению емкости буферных оснований и рН крови. Устранение кислых метаболитов связано с повышенным потреблением кислорода в восстановительном периоде. Эта излишняя, по сравнению с уровнем покоя, величина потребления кислорода называется общим кислородным долгом (КД), поэтому величина КД определяется количеством метаболитов анаэробного обмена. Анаэробная производительность спортсмена зависит как от возможности тканевых систем к энергообразованию в условиях гипоксии, так и от способности спортсмена продолжать работу при критических изменениях рН внутренней среды организма. Из наиболее валидных физиологических и биохимических показателей, служащих оценками мощности, емкости и эффективности аэробных и анаэробных процессов, прежде всего следует указать на прямые измерения МПК , КД, максимума накопления молочной кислоты в крови, наибольшего сдвига рН крови.

    Занимаясь спортом, любой человек стремится получить результат.
    Цели у всех разные:
    кто-то хочет похудеть,
    кто-то стремится стать сильнее
    и нарастить мышцы,
    кто-то тренирует выносливость.

    Во всех случаях без понимания процессов, которые происходят в организме, достичь результат будет крайне сложно. Ведь тогда вместо осознанного планирования и выполнения наиболее эффективных упражнений человек, как «слепой котенок», начинает теряться во всем многообразии систем и методик.
    К счастью, разобраться в сути процессов крайне просто, в чем и поможет данная статья.

    Все виды физической нагрузки можно разделить на 3 типа в зависимости от режима получения энергии:

    1. работа в анаэробном режиме, энергия получается без участия кислорода;
    2. работа в аэробном режиме, энергия получается с участием кислорода;
    3. работа в смешанном анаэробно-аэробном режиме.
    Подробно о том, что за энергия получается, из чего и при чем тут кислород, написано в статье «Что такое аэробные и анаэробные нагрузки (тренировки)» . Здесь же не будем рассматривать биохимию процессов, а разберемся исключительно в практической стороне вопроса.

    В каком режиме работает организм спортсмена легко понять по анализу крови и/или по характеру выполняемых движений.

    В анализе характера движения основным является сила сокращения мышцы в % от максимальной. В физиологии принята следующая классификация физических упражнений:

    Процессы в организме человека при разных режимах работы

    Анаэробный режим работы может возникать в начале тренировки любого вида. Это происходит из-за того, что транспорт кислорода усиливается постепенно. Минимум 2-3 минуты нужно, чтобы при аэробной нагрузке уровень потребления кислорода достиг требуемого. Начало любой работы сопровождается кислородным дефицитом. Кислородным дефицитом называют разницу между потребностью организма в кислороде и его реальным поступлением.

    При работе на выносливость кислородный дефицит покрывается во время работы.

    При силовых упражнениях кислородный дефицит ликвидируется после завершения работы. На протяжении всей тренировки происходит нарастание частоты сердечных сокращений, систолического объема, минутного объема кровообращения и, соответственно, потребления О2. Несмотря на это в организме образуется и нарастает кислородный долг. Чтобы восполнить недостающий кислород увеличиваются и достигают максимально возможных величин легочная вентиляция, частота сердечных сокращений и минутный объем кровообращения. Недостаток кислорода ведет к усилению доли анаэробных процессов в обеспечении мышц энергией. В результате этого, в мышцах и в крови возрастает концентрация молочной кислоты.

    Зачем классификация нагрузок и зачем знать в каком режиме работает организм?

    Ответ прост:
    только понимая режим работы Вы сможете правильно составить тренировки и подобрать веса, интенсивность занятия.

    Каждой цели и составлению тренинга под эту цель будет посвящена отдельная статья. Здесь же скажем кратко.

    Если Вы хотите похудеть -
    организм должен работать строго в аэробном режиме. Возникновение желания остановиться и отдышаться (одышка) – это явный признак, что сердце и легкие не успевают за потребностями мышц и организм переходит в анаэробный режим.
    Нагрузку надо снижать.

    Если Вы хотите нарастить мышцы -
    организм будет наращивать мышцу, если выполняемая работа больше 85% от максимально возможной. Это анаэробный режим.

    Значит между подходами должны быть перерывы для покрытия кислородного долга.
    Если этих перерывов не будет или они слишком короткие, то мышца просто не сможет в следующий подход развить необходимое для роста усилие.