Чем отличается слалом от гигантского слалома. Олимпийские виды спорта


В этом сезоне производители предоставили нам широкий выбор лыж, которые позволяют в, казалось бы, узких рамках столь специфической целевой группы выбрать самые разные модели. Дело в том, что лыжи, на которых соревнуются спортсмены, выпускаются в соответствии с требованиями FIS, а вот геометрия «магазинных» моделей имеет полное право отличаться от установленных норм. И в результате каждый производитель делает лыжи, радиус бокового выреза (или собственный радиус поворота) которых может быть существенно меньше 21 метра - ограничения FIS. Среди лыж, представленных в наших тестах, самый маленький радиус был у модели Dynamic VR 27 Geant - 15,5 м, а такая величина даже для кроссовых лыж может считаться небольшой. В результате получаются лыжи, которые намного лучше подходят для свободного катания любителей, чем модели, рассчитанные на применение только на трассах соревнований. И работают они на чуть меньшей скорости, и не на самом жестком склоне хорошо управляются, и радиус поворота можно выбрать «под себя». Хочешь повороты чуть покороче - можно взять уже упомянутый Dynamic VR 27 Geant, Rossignol 9X или Fischer RC4 Worldcup RC, а если тянет к наиболее длинным дугам - можно уже присматриваться к Atomic GS 11m или Volkl Racetiger GS Racing с их 19-метровым вырезом.
Совсем в стороне (причем «по разные стороны» от основной части лыж этой группы) стоят две модели: «спортцеховский» Head GS и «синий» Atomic LT 11 m. И если первая модель - настоящий прецизионный спортивный снаряд для мощного тренированного специалиста, то вторая, скорее, станет выбором легкого лыжника, любящего точность плавных поворотов и чуткие на высокой скорости лыжи. Другими словами, если вы задумали приобрести себе лыжи этой группы, выбор в этом году очень широк: каждый найдет себе инструмент по вкусу.

Atomic GS:11m
Рекомендованная розничная цена - 29998 руб (с креплениями Neox 412)
Геометрия 104-65-94 мм (181 cм)
Радиус бокового выреза 19 м (181 см)
Ростовка лыж в тесте 181 см. Выпускаемые ростовки 166, 171, 176, 181, 186 см

Особенности конструкции:

Отзывы спортсменов:

  • Подойдут как тренировочные лыжи для гиганта. Выход из поворота с ускорением, хорошая отдача, лыжа послушна каждому движению.
  • Очень хорошие лыжи для трассы гиганта, в том числе и в малых горах. Быстрое катание большими дугами - тоже очень хорошо, но требуют большой скорости, пустых склонов и хорошей подготовки - как технической, так и физики.
  • Крупный лыжник на скорости «загонит» ее и в короткую дугу.

Отзывы экспертов:

  • Почти так же устойчивы, как лыжи из спортцеха, но чуть более легкие и игривые. Отличный вариант того, чтобы погонять в больших горах. Вполне пойдут и для соревнований, вот только бы FIS разрешил, радиус - то маловат.
  • Хорошая GS-лыжа. На малой скорости испытываешь небольшие трудности при входе в поворот, но как только разогнался - жесткий леденистый склон режет, как масло.
  • Самолет на подготовленном склоне - высокая скорость, передняя стойка, отсутствие ошибок в технике - вот оно счастье любителя GS.
  • Хорошие гигантские лыжи. Нужна скорость повыше и снег помягче. Неплохо держат и в коротких дугах.
  • По сравнению с другими лыжами мне показались несколько мягче, начинает работать на меньших скоростях.

Комментарий редактора:
Ростовка понравилась всем тестерам

Atomic LT:11
Рекомендованная розничная цена - 25998 руб (с креплениями Neox 412)
Геометрия 110-66-96 мм (170 cм)
Радиус бокового выреза 17 м (170 см)
Ростовка лыж в тесте 170 см. Выпускаемые ростовки 160, 170, 180 см

Особенности конструкции:
Конструкция: профиль Beta 4 Race. Материал профиля - Titanium. Материал Power Channels - Magnesium. Декоративное покрытие Aerospeed. Скользящая поверхность WC Racing Base. Технология повышенной прочности кантов Dura Edge. Интерфейс B4 Chassis. Рекомендуемые крепления - Atomic Neox 412, Neox 614, Atomic Race

Отзывы спортсменов:

  • Возможно, для гиганта коротка ростовка, но хочется ехать слаломными дугами. На средней скорости режут дуги и SL и GS. Выход из слаломного поворота с ускорением. Прощают ошибки, не очень критичны к стойке - кроме совсем уж заднего седа.
  • Хороши для средних и продвинутых лыжников для поездок в большие горы на хорошие склоны.
  • Хорошая лыжа для комфортного катания по подготовленным склонам. Для трассы GS крупному мужику мягкая, легкому лыжнику или девушке - в самый раз.

Отзывы экспертов:

  • Для широкого круга катающихся по подготовленным склонам в современной технике. Можно даже с них начинать и потом прогрессировать несколько лет - если человек спортивный. Диапазон - от льда до рыхлого снега, цепкая и легкая лыжа.
  • Очень легкая в управлении. Стабильна! Хороша и в коротких и в длинных дугах. Отлично цепляется кантами. (отзыв женщины)
  • Хорошая лыжа, прощает небольшие ошибки.
  • Очень веселая, чуткая, даже хулиганская лыжа! Легкая, быстрые повороты, отличный контроль, оптимальная отдача на выходе из поворота. Супер!
  • Для того, чтобы по-настоящему оценить эту лыжу, нужно быть и настоящей женщиной, а я тяжелый мужик.

Комментарий редактора:
Ростовка понравилась почти всем

Особенности конструкции:
Конструкция AUTODRIVE: кэп + сэндвич (в задней части). Технологии: Autodrive Flex Plate, oversized sidewalls. Материал - titanal. Сердечник - дерево. Скользящая поверхность LGD. Рекомендуемые крепления Look PX 12 TI

Отзывы спортсменов:

  • Прекрасная лыжа - очень комфортная и безопасная. Идет любыми дугами на любом снегу. Сорвать ее с резаной дуги просто невозможно.
  • Требуют приложения усилия. При активной работе позволяют сделать многое. Дугу держат, на скорости можно идти и короткими поворотами.
  • Хорошая гигантская лыжа, в меру жесткая, хороший контроль на средних и длинных дугах.
  • Начинают работать на больших скоростях, при этом могут резать дуги и малого радиуса, чуткие к перекантовке. На них хочется ехать быстрее и красивее всех. Но лыжа «рабочая» - не расслабишься.

Отзывы экспертов:

  • Высокие скорости, активная работа. Лыжа строгая, халявить не дает. Все делает отлично, но только на высоких скоростях и без расслабления.
  • Приятные, прогнозируемые лыжи с четким ведением. Рекомендуются для подготовленных склонов в горах активному лыжнику, любителю скорости. Но такая ростовка больше подойдет для подмосковья, в горы лучше взять подлиннее.
  • Отличные, достаточно универсальные лыжи со спортивным характером, устойчивы к скручиванию.
  • Требуют умения, начинают раскрывать свои качества на высокой скорости.

Комментарий редактора:
На коротком склоне ростовка подошла всем.

Dynamic VR 27 Geant
Рекомендованная розничная цена - 23598 руб (с креплениями Neox 412)
Геометрия 110-65-96,5 мм (172 cм)
Радиус бокового выреза 15,5 м (172 см)
Ростовка лыж в тесте 172 см. Выпускаемые ростовки 163, 172, 181 см

Особенности конструкции:
Конструкция: профиль Momentum. Материал профиля - Alu 11 P15. Материал Air Channels - Titanium. Декоративное покрытие Glossy. Скользящая поверхность UHMW Electra Graphite Base. Технология повышенной прочности кантов Dura Edge. Рекомендуемые крепления - Neox 412

Отзывы спортсменов:

  • Для подмосковного склона - нормальная ростовка для соревнований по слалому-гиганту, а для большой трассы коротки. Не слишком строгие, но в то же время держат дугу, послушные.
  • Лыжа нормально режет только короткие повороты, как только пытаешься заставить ее идти дугу большого радиуса, она срывается и норовит повернуть. Требует постоянного контроля над положением тела.
  • Легкая, маневренная лыжа для катания дугами среднего радиуса (не GS). При попытке ехать большой дугой стремится побыстрее закрыть поворот, завершение дуги резкое, лыжи разгоняют, выталкивают в новый поворот. Хороши для комфортного катания, по характеру близки к слаломным лыжам.

Отзывы экспертов:

  • Отлично работают в средних дугах, концовка поворота немного смазана, лыжи провоцируют закончить поворот побыстрее. Быстрая перекантовка.
  • Стабильные, любят скорость, подталкивают к тому, чтобы ехать быстро. Уверенный вход в поворот, четкое ведение закрытых дуг.
  • Не совсем соответствуют своему классу. Скорее - экспертный карвер для любителей средних дуг на средней и высокой скорости. Будут хороши на крутом склоне - четко закрывают дугу, но нужен контроль.

Комментарий редактора:
Большинство мужчин ответили недостаточную ростовку.

Особенности конструкции:
Конструкция: сэндвич. Технология - World Cup Tuning. Материал - Air Carbon Ti. Система гармонизации колебаний FT Frame. Технология World Cup Edge. Интерфейс Race Plate. Рекомендуемые крепления - FR 17 Freeflex.

Отзывы спортсменов:

  • Подойдут начинающим спортсменам - начинают работать на средних скоростях, прощают ошибки. Легки в управлении в передней стойке, позволяют ехать и в слегка задней.
  • Хорошие спортивные лыжи, требующие работы. прорезают любые неровности и кашу.
  • Очень хороши и в трассе, и для произвольного катания в спортивном стиле. Очень хорошая хватка кантов, легко идут в поворот, хорошо идут длинные и средние дуги.
  • Стабильна на скорости, лыже доверяешь, разгоняются великолепно - для любителей скоростного катания.
  • Отлично сбалансированная лыжа для разных условия, полный контроль и удовольствие.
  • В подмосковье не хватает скорости и длины склона, чтобы полностью оценить.

Отзывы экспертов:

  • Наиболее универсальные лыжи из моделей для слалома-гиганта. Неплохо идут и в средних дугах.
  • Строгие, жесткие, предсказуемые, уверенно держат дугу - выбор техничных и опытных лыжников.
  • Для свободного карвинга - немного задумчивые, от них ожидаешь более быстрой реакции, зато стабильны на любой скорости, какую только удалось развить в подмосковье и отличная цепкость кантов.
  • Главное - суметь закончить первый поворот, а потом - чем выше скорость, тем надежней дуга.

Комментарий редактора:
Ростовка подошла всем

Особенности конструкции:
Конструкция: сэндвич. Технологии: Liquidmatal®. Intelligence®, Сердечник - дерево. Материал: Liquidmatal®. Скользящая поверхность - UHM-C race structured. Обработка кантов Edge super finish. Рекомендуемые крепления Tyrolia FF Plus 17

В предыдущих разделах я уже отмечал, что техника слалома-гиганта является основой и включает в себя общие элементы техники, используемые как в слаломе, так и в скоростных дисциплинах. Именно поэтому в этой главе слалому-гиганту посвящено наибольшее количество описаний. Читателям не стоит забывать, что практически всё сказанное здесь о слаломе-гиганте в определённой мере применимо и ко всем остальным дисциплинам. Начнём рассмотрение техники слалома-гиганта с одного из ключевых элементов - ЗАКЛОНА.

2.3. Заклон - ключевой элемент современной техники слалома-гиганта

Выполнение чистых резаных поворотов слалома-гиганта - это то, к чему стремились спортсмены и тренеры в течение двух последних десятилетий. Общеизвестно, что для резания дуги поворота лыжник должен поставить лыжу на кант путем выполнения последовательности технических элементов, обычно называемой закантовкой . Также не секрет, что закантовка может быть выполнена как путем ангуляции колена и бедра, так и путем наклона или смещения тела внутрь поворота. Я назвал последний элемент заклоном , чтобы как-то отделить это движение от обычного наклона, приводящего к заваливанию внутрь поворота.

Из разговоров с тренерами в ходе работы и семинаров мне показалось, что некоторым не совсем понятны аспекты техники, позволяющие выполнять повороты слалома-гиганта наилучшим образом.

Когда и в каком сочетании использовать перечисленные выше способы закантовки? Какая техника наиболее эффективна и, в конечном счете, помогает развить наивысшую скорость? В ответе на эти вопросы кроется суть успешного обучения современной технике слалома-гиганта и всех остальных дисциплин. Я попытаюсь ответить на эти вопросы, фокусируясь на одном из ключевых элементов техники - заклоне тела .

Определение

Что же такое заклон? В широком смысле заклон - это отклонение тела лыжника от его вертикальной оси. Говоря простыми словами, это движение всего тела вперед и внутрь в направлении центра будущего поворота, как показано на рис. 2.3.1.

Чем же заклон отличается от обычного наклона всего тела (плеч и корпуса) или "заваливания внутрь", являющегося грубой технической ошибкой?

Граница между этими, схожими по виду движениями визуально может быть весьма расплывчата, и лишь один нюанс действительно создает значительное отличие. При заклоне спортсмен держит бедра и плечи выровненными - параллельными друг другу (как показано красными линиями на рис. 2.3.1). Иными словами, при смещении внутрь поворота плечи и корпус движутся одновременно . Это хорошо видно на фотографиях (фото 2.3.2 и 2.3.3).

На этих кинограммах показаны швейцарец Дидье Куше и финн Сэмп Ютила. Оба спортсмена сняты при выполнении одного и того же поворота на трассе слалома-гиганта на этапе Кубка мира в Бивер Крик (США). Можно легко заметить, что оба спортсмена выполняют одинаковый комплекс движений, приводящий к закантовке и, в конечном итоге, к повороту. Заклон является первой частью данного комплекса, проиллюстрированной первыми тремя кадрами на приведённых здесь кинограммах.

Говоря о заклоне, нужно сразу отметить, что если плечи начинают опережать тело при смещении, то на место правильному заклону приходит заваливание внутрь поворота. Бедра при заклоне остаются почти в одном плане с лыжами в начале поворота (направлены туда же, куда и носки лыж). Они слегка "открываются", разворачиваются при пересечении линии падения склона в завершающей фазе закрытой дуги. Более детально это показано на фотографиях. Угол закантовки внешней лыжи создается в основном за счет распрямления внешней ноги (практически без ангуляции колена) и сгибания внутренней ноги. Внешняя нога выпрямляется, но не до запирания в суставе. Небольшой изгиб в колене позволяет поддерживать максимальный контакт канта внешней лыжи со склоном за счёт корректировки изменений давления связанных с неровностями поверхности склона.

Фото 2.3.2 Дидье Куше

Фото 2.3.3 Сэми Ютила

Нужно отметить, что минимальная ангуляция качена внешней ноги иногда используется, но не для создания угла закантовки, а лишь для его точного контроля. Даже незначительное опрокидывание плеч внутрь поворота может вызвать перенос большей части веса на внутреннюю лыжу в начале поворота, что в результате приведет к проскальзыванию лыж. Несколько больший необходимого заклон или слишком резкое его выполнение приведет к чрезмерной загрузке внутренней лыжи и к падению внутрь поворота. Заклон, выполненный своевременно и чётко, - это весьма сложный навык, для мастерского овладения которым требуется время и определённый километраж. Чтобы понять, почему этот элемент появился и стал одной из важных составляющих современной техники слалома-гиганта, обратимся к основам этой дисциплины.

«След лыжника, оставленный на склоне» - это перевод слова «слалом» со скандинавского. Тот, кто думает, что лыжи изобрели недавно, заблуждается. Еще на норвежского острова Родей был изображен охотник на лыжах. Прекрасно сохранившиеся древние лыжные полозья были обнаружены в заболоченных местах Скандинавии. Эти находки - из так называемых ступающих лыж. Первые скользящие лыжи появились у финских и лапландских охотников еще в шестом веке. А в российских летописях об этих приспособлениях впервые упоминается в 1444 году, в связи с походом против одного из царевичей Золотой Орды. Народные потехи, игрища, забавы и даже соревнования на лыжах издревле радовали

Современные соревнования

Нет предела человеческой выдумке! Кроме привычных лыжных соревнований, включающих гонки, слалом, скоростной спуск, фристайл и другие, в последние годы появились экстремальные забавы с использованием лыж:

  • полет на дельтаплане с лыжами;
  • парашютный прыжок с лыжами;
  • скоростной спуск на лыжах, чтобы обогнать автогонщика;
  • прыжок с самолета на лыжах без парашюта;
  • лыжные катания по песчаным дюнам;

Эти очень показательные и интересные соревнований пока не включены в официальные программы.

Категории

Категории лыжного спорта:

1. Альпийский - все виды скоростных спусков: слаломы (гигантский, супергигантский и просто слалом), скоростные спуски (даунхиллы), комбинация двух спусков (слалома и скоростного).

2. Фристайл - это свободный нескоростной спуск на лыжах с одновременным исполнением лыжной акробатики, своеобразный лыжный балет.

3. Северный - прыжки с трамплина, гонки, соревнования по спортивному ориентированию, двоеборье (прыжок с трамплина и последующая гонка).

4. Спуск на сноуборде.

5. Биатлон (лыжные гонки со стрельбой из винтовки).

6. Ски-арч (лыжные гонки со стрельбой из лука).

7. Ски-тур - одна из категорий спортивного туризма.

8. Ски-альпинизм. Это свободный и рискованный скоростной спуск на лыжах, скорость при котором развивается очень высокая. Его можно сравнить с прыжком с высоты.

О гигантском слаломе

В соревнованиях по слалому спортсмены на огромной скорости должны буквально пролететь через определенное количество контрольных точек (ворот) за минимальное время. Для мужских и женских заездов количество и ширина ворот различны и зависят от вида слалома. Контрольную точку нельзя пересекать и пропускать, иначе дисквалификация неизбежна. Обычно в зачет спортсмену идет средний результат за две попытки.

Слалом-супергигант (скоростной спуск на лыжах) название свое получил за увеличенное количество ворот, расстояние между ними и длину трассы.

Супергигант - это промежуточная дисциплина между слаломом-гигантом и даунхиллом (скоростным спуском). Цель одна - скорость. Дистанция между контрольными флажками, которую допускает по правилам этот скоростной спуск на лыжах, составляет 30 метров. Оценивается только один заезд лыжника.

Особенности трасс для соревнований

Для всех скоростных лыжных спусков используются только трассы с природными рельефами. Прежде всего, важны перепады высот, то, насколько извилистый рельеф, какова длина трассы. Флажки и древки ворот расставляются тренерами с соблюдением всех норм. При этом важно избегать скрытых опасностей рельефа, способных привести к серьезным падениям и травмам.

  • Трассы длиной около 450 м и разницей по высотам в 140 м и более годятся для соревнований по обычному слалому. Наименьшее расстояние между флажками - 75 см.
  • Гигантский слалом проводится на трассах, длина которых - 1 км или 1,5 км, перепады высот - до пятисот метров, ширина ворот - 13 м.
  • В супергигантском слаломе флажки расставлены на расстоянии тридцати метров друг от друга. Длина трассы - до 2,5 км, перепады высот - до шестисот метров.
  • Скоростной спуск на лыжах даунхилл проводится на идеально прямых трассах, без трамплинов, бугров и кочек. Наилучшие показатели достигаются спортсменами на высокогорных трассах с разреженным воздухом. Лыжники в аэродинамических костюмах, используя особое положение тела, развивают огромные скорости в этом виде соревнований. Разгоняясь прыжком (при большом уклоне трассы), спортсмены, совершая скоростной спуск на лыжах, рекорд скорости показали впечатляющий: более 200 км в час.

Несколько полушутливых пожеланий начинающим (и не только) лыжникам

Человек, занимающийся может добиться наивысших результатов в скоростном спуске.

Дельные советы:

  • Для того чтобы меньше падать, стоит научиться тормозить.
  • Любые синяки, царапины и даже моральные травмы заживают.
  • Чем выше скорость, тем быстрее заканчивается гора.
  • Глупо надеяться на то, что люди, случайно сбитые или задетые при спуске, не отплатят тем же, догнав вас в следующий раз.
  • Какими бы ни были результаты спуска, внизу ожидает теплый кофе и друзья, на худой конец - скорая помощь.

Представляет собой одну из разновидностей лыжного спорта. Характеризуется спуском с гор с помощью специально устроенных лыж, по заранее подготовленной фигурной трассе. Также известен как вид активного зимнего отдыха. В горнолыжном спорте существует несколько дисциплин: слалом, скоростной спуск, могул, гигантский слалом, телемарк и другие.

Гигантский слалом является видом и по скорости, протяженности трассы, перепаду высот находится между слаломом и скоростным спуском.

Отличия гигантского слалома

Отличием от обычного слалома является разница высот на трассе и ее большая протяжённость. Скорость передвижения лыжника достигает 80 километров в час.

Состязания проходят резаными поворотами при большом радиусе и ровном склоне. Если не развить достаточную скорость, лыжи не будут прогибаться и резать склон кантами, настоящая работа начинается при наборе необходимой скорости. Задачей каждого лыжника является приход к финишу с наименьшим временем.

Дуги по крутости уступают слаломным в 1,5–2 раза, длительность скольжения в поворотах заметно дольше, скорость и мощность тоже больше слаломной.

Ворота помечаются парными древками, которые связаны флагами, имеющими синий и красный цвет и размер 75×50 сантиметров. Ширина ворот - 4–8 метров. Они бывают закрытыми - если находятся вертикально вдоль спуска, открытыми - если расположены горизонтально, и косыми, если ворота находятся под углом к линии уклона. Наименьшее расстояние между воротами должно быть 10 метров. Лыжник обязан пройти все ворота, иначе - дисквалификация (результат не засчитывается). Касаться древков и сбивать их разрешается, но прохождение ворот засчитывается только если оба ботинка пересекли линию ворот. Ширина трассы достигает 40–60 метров. Нижний край флага должен находиться на расстоянии 1 метр от снега. На трассе следует опасаться древков, потому что попадание в них может привести к запутыванию ног и падению. Поэтому лыжники стараются пройти трассу как можно ближе к флагам, чтобы сократить траекторию, даже касательным движением плеча немного задеть древки, но при этом сохраняют осторожность.

Техника спуска

Повороты основаны на стремлении к резанным движениям с наибольшей нагрузкой на наружную лыжню и с врезкой канта в снег. Наклон корпуса соответствует скорости движения и должен быть максимален, но при сохранении сцепления канта (края) лыж со снегом.

При спуске спортсмену необходимо быть предельно внимательным и выбирать наиболее плавную траекторию, избегая бокового проскальзывания лыж. Очень важно в слаломе-гиганте быть физически подготовленным и выносливым, что позволит оставаться активным от начала до конца трассы. Согнутые суставы обусловливают большую нагрузку на связки и мышцы.

При ослаблении сцепления лыж со снегом из-за неровностей трассы или из-за превышения предельного наклона корпуса лыжи перестают сохранять траекторию поворота, что приводит к «вылетам» с трассы, невозможности пройти очередные ворота и к падениям. Это хорошо видно на видео.

При совершенствовании технических приёмов конькового отталкивания в первую очередь спортсмену необходимо научится чувствовать время и длительность, особенно в начале и в конце поворота. При раннем раскрывании ножницами получается торможение и происходит потеря времени. Если же открытие слишком долгое, внешняя лыжа оказывается повёрнутой на слишком большой угол, что приводит к вибрациям и скольжению. Ощущение времени и резвость в отталкивании нарабатывается после многих повторений.

Неопытные лыжники со слабой подготовкой - как технической, так и физической - часто попадают в ситуацию с расклиниванием в положении ножниц и выбиваются с пути. Но это не служит причиной для перевала на внутреннюю лыжу с внешней, причём происходит перенос тела на более высокую траекторию и обеспечивается неизменность скорости.

Повороты в гигантском слаломе надо выполнять с полусогнутыми ногами, что позволит иметь большую устойчивость к неровностям и нагрузкам. Очень часто бывает, что перенос массы тела при переходе из одного поворота в другой затягивается на половину поворота.

Длительность главного этапа движения в поворотах обязывает особое внимание уделять стойке горнолыжника. Пологие участки преодолеваются поворотами в закрытой аэродинамической стойке с перегибом корпуса посреди дуги, что требует вспомогательного пригибания ног. В крутом месте лыжник увеличивает наклон вперёд, в стойке соблюдается произвольное расположение рук, которые выносятся вперёд.

Занимаются как мужчины, так и женщины. Проводятся две попытки, время прохождения каждой попытки суммируется. После первого заезда трассы переставляют. Также существуют соревнования для детей. Соревнования для детей проходят с одной трассой. Различие в высоте на мужских трассах колеблется в диапазоне 300–500 метров, для женских - 300–400 метров, детям - до 250 метров. Заезды предпочтительно должны происходить в один день.

В начале соревнований участники разбиваются на группы по 15 человек. В каждой группе путём жеребьёвки определяется первый участник старта для первой попытки и далее после него.

Порядок второго заезда определяется по результатам первого. При этом в каждой группе используется обратный порядок старта, то есть лыжник с первым результатом в первой попытке стартует последним, а лыжник, показавший худшее время - первым.

Для определения победителей учитываются данные за два спуска.

Для всех участников соревнований установлены правила, которые обязывают находиться в защитной каске и пользоваться лыжами, оборудованными ски-стопами.

Напишите нам, если статья оказалась полезной.

Слалом-гигант занимает некую середину между скоростным спуском и специальным слаломом. Его обычные параметры - длина трассы 1000-1500 метров, средняя скорость 60-70 км/час, продолжительность одного спуска около 100 сек. Крутизна дуг меньше слаломных примерно в полтора-два раза, продолжительность скольжения в каждом повороте значительно дольше, общая нагрузка также превышает слаломную. Ворота шириной 6-8 метров обозначены спаренными древками, связанными одним флагом (будучи сбитыми, они иногда запутываются в ногах и могут доставить массу неприятностей). Учитывая это, столкновения с древками на трассе слалома-гиганта нежелательны. В отличие от специального слалома их умышленно почти никогда не сбивают, позволяя себе лишь отклонить древко скользящим касанием внутреннего плеча. Все это накладывает отпечаток на технику и тактику слалома-гиганта.

В технике поворотов преобладает стремление к плоскорезаному скольжению с максимальной загрузкой внешней лыжи и врезанием канта в твердый снег или скольжением по контруклонам разбитой трассы. Здесь чаще, чем в слаломе, удается осуществить чисто резаный поворот с плоскорезаным скольжением в сопряжении дуг (рис. 89).

Рис. 89. Резаный поворот с максимальной загрузкой внешней лыжи по всей дуге и энергичным отталкиванием от нее

Подобно тому как опора на верхнюю лыжу в косом спуске считается ошибкой, так и опора на внутреннюю лыжу в повороте также нежелательна, так как внутренняя нога больше согнута и, следовательно, может нести меньшую нагрузку и быстрее утомляется. Однако следует учитывать, что длительная загрузка внутреннего канта внешней лыжи связана иногда с ослаблением сцепления лыж со снегом, для его усиления колено смещают внутрь поворота, осуществляя боковой прогиб, отчего бедро и голень оказываются не в одной плоскости. Вследствие этого снижаются функциональные возможности боковых связок коленного сустава и число травм коленей возрастает.

Если позволяет обстановка на трассе, выгодны коньковые отталкивания с широкой амплитудой бокового шага, что возможно только в глубоком приседании на внутренней ноге. Поэтому спортсмен должен обладать чувством меры во всех своих действиях и отдавать предпочтение наиболее выгодным из них (рис. 90). В слаломе-гиганте не последнюю роль играют силовая подготовка и выносливость, дающие возможность быть активным от старта до самого финиша.


Рис. 90. Чистоты скольжения добиваются уменьшением кривизны поворотов: 1 - обычные повороты с боковым проскальзыванием; 2 - чрезмерное спрямление основной фазы приводит к торможению в сопряжениях; 3 - теоретически возможный путь по прямым отрезкам; 4 - длинные дуги с плоскорезаным скольжением; 5 - резаные повороты с боковым шагом в сопряжениях

Способность к действию на лыжах - это не пассивное сидение в низкой стойке с предельно согнутыми суставами, которые слабее передают давление на ведущую лыжу и способны выдерживать меньшую нагрузку. Сгибание суставов неизбежно, но оно обусловливает и дополнительную нагрузку на мышцы и связки. Слишком сильно согнутой ногой трудно быстро и мощно оттолкнуться. Поэтому, чтобы не оказаться в малоприятной ситуации «расклинивания» в положении ножниц, нужно своевременное и сильное выдавливание вперед-вверх, иначе можно застрять на внутренней лыже в задней стойке.

Молодые лыжники, слабо подготовленные физически и технически, часто оказываются в подобной ситуации и в подседе на внутренней лыже вылетают с трассы. Однако это не должно быть аргументом против «пересадки» с внешней лыжи на внутреннюю, цель которой заключается в том, чтобы перенести тело на более высокую траекторию, а также обеспечить стабильность скорости в процессе отталкивания и скольжения внешней лыжи по более крутому «косому спуску». И чем ближе окончание поворота к траверсу, тем ощутимее преимущество этого приема, которым неоднократно пользовались олимпийские чемпионы 1984 года Дебби Армстронг (рис. 91) и Макс Жулен (рис. 92).


Рис. 91. Олимпийская чемпионка 1984 г. Дебби Армстронг


Рис. 92. Олимпийский чемпион 1984 г. Макс Жулен

Совершенствуя технику конькового отталкивания, надо чутко улавливать его продолжительность, особенно начало и конец. Если спортсмен рано «раскроется» в ножницах, то получится торможение; если же он дольше, чем нужно, задержится на внешней лыже, она окажется повернутой на слишком большой угол, и может появиться боковая вибрация и соскальзывание. Чувство времени и резкости отталкивания вырабатывается в многократных повторениях. Для большей активности и маневренности в гиганте выгоднее совершать повороты на полусогнутых ногах, дольше сохраняющих способность выдерживать большие нагрузки.

Иногда перенос веса тела с внешней лыжи на внутреннюю по продолжительности занимает всю вторую половину поворота. Таким образом, к концу его внешняя лыжа не несет почти никакой нагрузки, что говорит об отсутствии акцента в отталкивании (рис. 93). На рис. 89 и 93 показаны типичные повороты в слаломе-гиганте С использованием конькового шага. Каждый из них имеет свои особенности, зависящие от крутизны склона, кривизны и скорости движения, а также от состояния снега. Коньковый шаг с широким углом расхождения лыж чаще используется на крутых дугах спортсменами, обладающими сильными ногами. Этот прием требует исключительной агрессивности и удвоенного внимания при подтягивании носка внешней лыжи, чтобы не зацепить им за древко ниже стоящего флага. Дуга, по которой скользит внешняя лыжа, может быть постоянной кривизны, уменьшающейся или возрастающей к концу, напоминая подхлест. Последний прием обычно используется в случаях угрозы «ускользания» опоры, а также при необходимости более высокого захода в следующий поворот.

Продолжительность основной фазы скольжения в поворотах слалома-гиганта заставляет относиться с особым вниманием к стойке лыжника. На рис. 94 последовательно показаны пять поз горнолыжника. Поворот налево выполняется им на относительно пологом участке склона с перегибом в середине дуги, что потребовало от него дополнительного сгибания ног (фиг. 2). С выходом на крутой участок спортсмен увеличил наклон вперед, его стойку отличает свободное положение рук, вынос их вперед с легким, маятниковым движением палок, заканчивающимся обычно кратковременным уколом (в данном случае без него). Общий рисунок верхней части тела во всех позах почти одинаков и производит впечатление закрытой стойки. Но это и есть особенность современной техники поворота в слаломе-гиганте - без ярко выраженного бокового сгибания в пояснично-тазовой области, на почти выпрямленной внешней ноге, при резаном скольжении. Это то общее, что сейчас присуще всем сильнейшим горнолыжникам мира. При отталкивании (фиг. 3) он переносит вес тела одновременно с шагом с внешней на выдвинутую вперед левую лыжу. Подтягивание внешней лыжи начинает с отрыва носка, для этого оканчивает толчок через пятку, но без подседа. В результате на фиг. 3 и 4 он оказывается в лучшем положении, вполне контролируя свое тело и лыжи. Продолжая какой-то момент скользить на внешнем канте левой лыжи, постепенно перекантовывает ее на внутреннее ребро - таким образом в сопряжении дуг (фиг. 4 и 5) осуществляет полный цикл плоскорезаного скольжения.


Рис. 93. Резаный поворот с широким отведением внешней лыжи и мягкой пересадкой на внутреннюю


Рис. 94. Типичное исполнение поворотов в слаломе-гиганте


Рис. 95. Криста Кинсхофер отличается хорошим стилем и изяществом прохождения трасс

В заключение разговора о технике слалома-гиганта проанализируем кинограмму сопряжения двух обычных поворотов в исполнении спортсменки Кристины Кинсхофер (ФРГ) (рис. 95). Заканчивая на прогнутой внешней лыже первый резаный поворот (фиг. 1), она плоскорезаным скольжением переходит во второй (2), начинает резаный поворот налево, сохраняя наклон вперед в основной фазе (4). В конце дуги она, сохраняя основную стойку, давлением через каблук усиливает прогибание задника внешней лыжи и, завершая «пересадку» на левую лыжу, с носка подтянет к ней правую. На фиг. 5 ясно видно, что носок правой лыжи уже находится в воздухе, в то время как пятка еще «режет» дугу. Что касается положений туловища и рук с палками, то они соответствуют общей схеме и похожи на ту, какую мы видели на рис. 94: переход из одного поворота в другой происходит без укола палкой, стойка открытая - туловище в основном фронтально движению, ворота проходятся без касания древков. Аналогичные стойки мы видим на рис. 110, а и 110,6 у олимпийских чемпионов 1984 года.

Что касается тактики прохождения трасс слалома-гиганта, то с переходом к укороченным трассам и определению результатов по сумме двух попыток она стала значительно ближе к слаломной. Уплотненная расстановка ворот, возросший риск при двукратном прохождении, почти двойная продолжительность соревнований, проводящихся в один день, - все это дает значительную физическую и, главное, психическую нагрузку. В этой связи особое значение приобретает волевая подготовка спортсмена.

На тактике спуска существенно сказывается крутизна склона, так как на длинных дугах слалома-гиганта очень легко «перебрать» скорость и не вписаться в оптимальную траекторию. Оптимальной мы называем такую траекторию, скольжение по которой дает наилучший результат при данном уровне технического мастерства, спортивной формы, которыми обладает слаломист на сегодняшний день. Таким образом, этот термин носит собирательный характер, учитывающий и стабильность спуска.

Стабильность спуска при двух попытках является немаловажным фактором. Она во многом определяется надежностью технической и психологической подготовки спортсмена и его умением чувствовать оптимальную скорость.

Оптимум скорости, оптимум траектории, оптимум риска, оптимум технической и волевой подготовленности суть слагаемые спортивной формы горнолыжника.