Основные принципы построения командного сотрудничества. Команда и командное взаимодействие в управлении Мероприятия для сплочения команды


Великолепная команда. Что нужно знать, делать и говорить для создания великолепной команды Миллер Дуглас

7. Взаимоотношения в команде

7. Взаимоотношения в команде

Мы предлагаем вам пять советов по тому, как сохранить крепкие взаимоотношения в проектной команде (эти советы очень схожи с теми, что даны в главе 2).

Работайте над собой, над своей способностью к эмпатии – старайтесь лучше понять мир тех, кто работает с вами в одной команде. Помните о том, что люди воспринимают все по-разному и чаще всего не так, как вы, – а это значит, что и на работу всей команды коллеги смотрят по-разному.

Как уже было сказано, конструктивная критика – это здорово. Просто не забывайте о том, что, даже критикуя, вы должны оставаться приятным и приветливым человеком.

По-настоящему выслушивайте и принимайте во внимание чужую точку зрения.

Задавайте правильные вопросы с тем, чтобы получить или дать новую информацию и лучше понять своих коллег.

Поймите, что ваших коллег взяли на этот проект, скорее всего, потому, что они обладают навыками и знаниями специалистов в данной области, а значит, априори заслуживают вашего уважения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Прицельный маркетинг. Новые правила привлечения и удержания клиентов автора Бребах Греш

Привлечение: инициируите взаимоотношения Говоря о привлечении клиентов, следует вспомнить классическую книгу Дейла Карнеги Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей, впервые увидевшую свет еще в 1936 году. С тех пор было продано более 15 миллионов экземпляров

Из книги Прицельный маркетинг. Новые правила привлечения и удержания клиентов автора Бребах Греш

Регулирование: расширяйте взаимоотношения В области финансов действует тот же фундаментальный физический принцип системы рычагов, когда использование кредита или заемных средств может повысить окупаемость инвестиций. В равной степени система рычагов применима и к

Из книги Дар Мидаса автора Кийосаки Роберт Тору

Бесценные взаимоотношения Богатый папа часто говорил: «Бизнес сам по себе не сложен. Сложными бывают люди». Я могу это только подтвердить. На протяжении многих лет мне доводилось иметь дело и с очень плохими, и с очень хорошими людьми. Я встречался с такими

Из книги Дар Мидаса автора Кийосаки Роберт Тору

Эффективные взаимоотношения Дональд ТрампЗа долгие годы в бизнесе мне пришлось общаться с тысячами людей, и я пришел к выводу, что взаимоотношения и репутация тесно связаны друг с другом.Иногда для того, чтобы разглядеть истинную сущность человека (или ее

Из книги Дар Мидаса автора Кийосаки Роберт Тору

Резюме: взаимоотношения Бизнес сам по себе не сложен. Сложными бывают люди. Есть такое выражение: «Семью не выбирают, но можно выбрать друзей». Если вы работаете по найму, то вам не приходится выбирать себе сослуживцев, но если вы предприниматель, то одна из ваших

Из книги Делопроизводство для секретаря автора Смирнова Елена Петровна

Глава 4. Взаимоотношения с руководителем Зачастую секретарь является лицом, наиболее приближенным к руководителю. Поэтому от того, как будут складываться отношения с руководителем, зависит многое: успех трудовой деятельности, психологический микроклимат,

Из книги Управление маркетингом автора Диксон Питер Р.

Взаимоотношения между дистрибьюторами Разных перекупщиков целесообразно сравнивать по некоторым результатам их аудита, а затем графически отображать процесс сравнения (рис. 5-8). Анализ портфеля дистрибьюторов проводится посредством обзора данных о темпах роста

автора Петрова Юлия Александровна

8.1.1. Взаимоотношения с руководителем и со служивцами В трудовом коллективе секретарь является лицом, наиболее приближенным к руководителю, и поэтому от того, как будут складываться отношения с ним, зависит многое: успех трудовой деятельности, удовлетворение от работы,

Из книги Секретарское дело автора Петрова Юлия Александровна

8.1.2. Взаимоотношения с посетителями Работа секретаря предполагает многочисленные контакты с людьми. Умение взаимодействовать с людьми различного социально-психологического уровня – важное качество профессионального секретаря.Секретарь является первым человеком, с

Из книги Эффективный руководитель автора Друкер Питер Фердинанд

Правильные межличностные взаимоотношения У руководителей организации хорошие отношения с людьми складываются не потому, что у них есть талант к общению с людьми. Нормальные межличностные отношения возникают потому, что в своей работе и в отношениях с окружающими

Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

Роли в команде Белбин (1981) выделил следующие типы ролей, которые играют члены команды: председатель, который руководит деятельностью команды; разработчик, который точно определяет методы, которые команда должна использовать в работе; организатор, который переводит

Из книги Результативность. Секреты эффективного поведения автора Стюарт-Котце Робин

НПП в команде Первый шаг в применении процесса НПП к команде – получить от каждого члена коллектива информацию о том, что они делают в настоящее время и что, на их взгляд, им надо делать, чтобы повысить производительность. Рассмотрим команду, в которой работает Роберта

Из книги Управление бизнес-процессами. Практическое руководство по успешной реализации проектов автора Джестон Джон

Взаимоотношения Уитли {81} утверждал, что взаимоотношения – основа всего, что мы делаем: В области взаимоотношений нет предсказуемости человеческого потенциала… Никого из нас нет отдельно от взаимоотношений с другими людьми. Различная обстановка пробуждает в нас одни

Из книги Развитие лидеров. Как понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями иных стилей автора Адизес Ицхак Калдерон

Работа в команде P: Если вы сказали людям, что нужно делать, это не означает, что у вас есть команда.A: Работа в команде не означает, что все должны подчиняться вам.E: Не стоит думать, что в споре проигрывает тот, кто первый замолчит, чтобы перевести дыхание.I: Вскакивая в

Из книги Искусство создания рекламных посланий автора Шугерман Джозеф

25. Человеческие взаимоотношения Всегда полезно увязать товар или услугу, которые вы предлагаете, с человеческими ощущениями. Рассказать, как продуктом можно пользоваться, какие чувства он вызовет, как он будет смотреться – существует множество способов описать его в

Из книги Все лучшее, что не купишь за деньги. Мир без политики, нищеты и войн автора Фреско Жак

Тренинг эффективного командного взаимодействия

Цель : освоение навыков командного взаимодействия.

Задачи тренинга

  • Продемонстрировать преимущества командной (совместной) работы,
  • Осознать проблемные точки группового взаимодействия и научиться совместно вырабатывать способы их решения.
  • Отработать навыки конструктивной совместной деятельности.
  • Познакомить со способами взаимодействовия с другими участниками команды, используя приемы позитивной коммуникации.

Фазы тренинга:

1. Вводная фаза

Цель фазы : Знакомство участников друг с другом, с ведущими, а также с целями тренинга, правилами работы в группе.

Название упражнений : «Смысл моего имени», «Правила группы»

Время : 5 минут.

Необходимые материалы : Карточки для имен, булавки, фломастеры, лист с правилами.

2. Фаза контакта

Цель фазы : Установление благоприятного психологического климата в группе, разминка.

Название упражнений : Видеоролик «О важности команды», «Веселый счет», «Машина»

Время : 10-15 минут.

3. Фаза лабилизации

Цель фазы : Формирование активного рабочего настроя, диагностика психологической атмосферы в группе.

Название упражнений : «Вавилонская башня», «Властелины кольца».

Время : 10-15 минут.

Необходимые материалы : Ватман, фломастеры, карточки с индивидуальными заданиями.

4. Фаза обучения

Цель фазы : Отработка и овладение навыками, ведущими к сплочению группы, развитию умения взаимодействовать в команде.

Название упражнений : «Испорченный телефон»

Время : 10 минут.

Необходимые материалы : Карточки с заданием.

5.Заключительная фаза

Цель фазы : Подведение итогов, снятие напряжения

Название упражнений : «Круг», «Подарки группе».

Время : 10-15 минут.

Необходимые материалы : Веревка.

Общее время: 60 минут.

1. Упражнение «Смысл моего имени»

Цель : дать возможность участникам подчеркнуть свою индивидуальность.

Время : 5 минут.

Ресурсы : нарезанные листочки бумаги, фломастеры, булавки.

Ход упражнения : Ведущий предлагает познакомиться и совершить это следующим образом: всем участникам группы необходимо сделать визитные карточки со своим тренинговым именем. Каждый вправе взять себе любое имя, которым он хочет, чтобы его называли в группе: свое настоящее, игровое, имя литературного героя, имя-образ. Затем, когда визитки готовы, всем по очереди предлагается назвать свое имя, а потом рассказать историю его происхождения.

2. «Правила группы»

Время : 2 минуты.

Ресурсы : ватман с уже написанными правилами.

  • Проявлять активность.
  • Слушать друг друга, не перебивая.
  • Говорить только от своего лица.
  • Если информация адресована кому-то конкретно, то обращаться напрямую к этому человеку, а не говорить о нем в третьем лице
  • Не распространять и не обсуждать за пределами тренинга то, что происходит на занятиях
  • Избегать критики при выполнении упражнений, если возникает потребность что-то покритиковать - дождаться обсуждения
  • В случае нежелания выполнять какое-либо упражнение участник имеет право отказаться, не объясняя причину этого, но он должен публично заявить о своем отказе.

3. Видеоролик «О важности команды»

4. Упражнение «Веселый счет»

Цель : снятие внутреннего напряжения участников, сплочение группы путем совместного и одновременного выполнения упражнения.

Ход упражнения : Ведущий называет какое-либо число, не превышающее количество человек в группе. Названное количество участников встает. В выполнении упражнения необходимо добиться синхронности, участники не должны совещаться.

: упражнение позволяет участникам почувствовать другого, понять его мысли с целью более эффективного выполнения задания.

Обсуждение : почему сначала не получалось выполнить задание? Что помогло в выполнении задания?

4. Упражнение «Машина»

Цель: развитие навыка работы в команде.
Материалы: не требуется.
Проведение: каждой команде предлагается построить воображаемую машину. Ее детали – это сами члены команды. Кто-то может быть боковой дверью или правым колесом. После чего оценивается работы каждой команды. Для усложнения упражнения, можно запретить общение во время постройки машины

Психологический смысл упражнения : координация совместных действий, распределение ролей в группе. Обсуждение: Трудно было выполнять задание ?

Что помогло при его выполнении?

5. Упражнение «Вавилонская башня»

Время : 15 минут.

Ресурсы : цветные маркеры, ватман, заготовленные заранее индивидуальные задания.

Ход упражнения : Участники делятся на 2 команды. Каждому члену команды дается индивидуальное задание. Индивидуальные задания: кратко прописаны на отдельных листах, каждый лист является строго конфиденциальным для одного участника. Например, «Башня должна иметь 10 этажей» – листок с такой надписью вручается одному участнику тренинга, он не имеет права никому его показывать, обязан сделать так, чтобы нарисованная совместно башня имела именно 10 этажей! Второе задание: «Вся башня имеет коричневый контур» – это задание для следующего участника. «Над башней развивается синий флаг», «В башне всего 6 окон» и т.д. Участникам запрещено разговаривать и вообще как-нибудь использовать голос.

Необходимо совместно нарисовать Вавилонскую башню. Время выполнения ограничено (5-7 минут).

Психологический смысл упражнения : В ходе упражнения участники учатся координировать свои действия, взаимодействовать в команде. Развиваются навыки невербального общения.

Обсуждение : Трудно ли было выполнять задание? Что показалось наиболее трудным? Успешно ли было взаимодействие в группах? Почему?

6. Упражнение «Властелины кольца». К кольцу диаметром 7-15 см. привязаны на равном расстоянии друг от друга 4 нитки длинной 1,5-2 м. Четыре участника становятся по кругу на расстоянии примерно 1,5 м друг от друга, и каждый из них берет в руки по одной нитке. Их задача – действуя синхронно, опустить кольцо точно на мишень – например, лежащую на полу монетку. Упражнение выполняется в двух вариантах:

1. Участники стоят с открытыми глазами и могут переговариваться между собой (разминочный вариант).

2. Участники закрывают глаза. За спиной каждого из них встает еще по одному человеку, которые смотрят на происходящее и подсказывают каждый своему подопечному, как двигать нитку, чтобы кольцо опустилось в нужном месте.

Смысл упражнения: обучение координации совместных действий, поиск способов коллективного решения необычной проблемы, а также обмену информацией при ограниченности средств для этого.

– Какие эмоции вы испытывали при выполнении этого упражнения?

– С какими трудностями столкнулись?

– Нашли ли вы общегрупповую тактику?

– Что нужно для успешного выполнения этого упражнения?

– Какие для себя вы сделали выводы?

7. Упражнение «Испорченный телефон»

Цель : обучение умению распределять роли в команде, сравнивать себя с другим участником по схожим признакам.

Время : 10 минут.

7. Упражнение “Испорченный телефон”

Цель : показать участникам важность активного слушания, важность задавания уточняющих вопросов.

Время : 5-8 минут.

Ресурсы: Карточки с заданием

Ход упражнения : Четверо членов команд выходят за дверь. Пятому ведущий предлагает запомнить и как можно точно передать информацию, одному из вышедших, тот в свою очередь передает следующему и т.д. Информация, который услышал последний участник, сравнивается с первоначальным текстом. Выигрывает та команда, которая более точно передаст текст.

Содержание текста, вариант №2 : Иван Петрович уехал в банк и сказал, что вернется к 11 часам. Если он к этому времени не вернется, то совещание работников фирмы будет проводиться в 13 часов в кабинете 245. Если же он вернется в 12 часов, то совещание состоится в 12 часов в его кабинете. Всем работникам быть в готовности к обсуждению вопросов рентабельности фирмы.

Психологический смысл упражнения : Упражнение позволяет очень хорошо показать искажения информации в процессе коммуникации и органично перейти к разговору об эффективном общении.

8. Упражнение «Построение круга»

Время : 10 минут.

Описание упражнения : Участники закрывают глаза и начинают хаотично перемещаться по помещению (можно при этом издавать гудение, как потревоженные пчелы; это позволяет избежать разговоров, создающих помехи в выполнении упражнения). По условному сигналу ведущего все останавливаются в тех положениях, где их застал сигнал, после чего пытаются встать в круг, не открывая глаз и не переговариваясь, можно только трогать друг друга руками. Когда все занимают свои места и останавливаются, ведущий подает повторный условный сигнал, по которому участники открывают глаза. Как правило, построить идеально ровный круг не удается.

Данное упражнение создает очень хорошие условия для наблюдения ведущего за стилями поведения участников. Кроме того, его можно использовать для экспресс-диагностики групповой сплоченности.

Психологический смысл упражнения : Упражнение направлено на развитие навыков координации совместных действий, сплочение группы. Кроме того, оно позволяет развивать навыки невербального общения и саморегуляции.

Обсуждение : Что дает эта игра? Почему идеальный круг не получался сразу? Нужно дать понять участникам, что в этом упражнении важна общая согласованность их действий.

14. Упражнение «Подарок»

Цель : положительное завершение тренинга, рефлексия.

Время : 3-5 минут.

Описание упражнения : Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!»

Психологический смысл упражнения : Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.

Обсуждение : «Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы?

Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!»


Любая организация является уникальным социально-экономическим организмом. Она состоит, прежде всего, из людей. Кроме того, в организацию входят оборудование, здания, технологии, финансовые потоки и другие элементы.

Социальные процессы – это динамический комплекс отношений и позиций, который развивается в ходе взаимодействия сотрудников в организации.

К основным социальным процессам в организациях можно отнести:

1 командное взаимодействие;

2 неформальное общение;

3 коммуникации.

Взаимодействие между сотрудниками фирмы осуществляется в ходе деловых и личных отношений. Для совместной деятельности работники объединяются в бригады, отделы, участки, цеха. Однако наиболее современной формой организации труда является команда – специально подобранная группа сотрудников.

1. Командное взаимодействие – это совместная профессиональная деятельность группы работников разной квалификации.

Командная форма организации труда изменила лицо производственной, маркетинговой и управленческой сферы. В подавляющем большинстве случаев команда оказывается значительно эффективнее других форм профессиональных объединений.

Команда – это группа работников разной квалификации, объединенных для достижения общей профессиональной цели.

Профессиональная команда имеет свои характеристики : сплоченность, квалификация, национальный состав.

Сплоченность команды – это взаимные симпатии и уважение ее членов друг к другу. Сплоченность во многом формируется на базе понимания и принятия единых профессиональных целей, которые кореллирует (соответствует) индивидуальным интересам членов команды.

Сплоченность команды определяется также ее референтностью (авторитетностью) в глазах участников. Сплоченность характеризует и определяет сложившийся в команде психологический микроклимат.

Квалификация команды зависит, в первую очередь, от ее состава. Для успешной деятельности команды в ней должны быть специалисты как разного профиля, так и разного уровня квалификации. В этом случае команда может выполнять сложные и комплексные работы.

Наличие в команде специалистов смежных или сходных профессий позволяет ей осуществлять взаимозаменяемость сотрудников. Такая необходимость иногда возникает в связи с болезнями или командировками.

Квалификация команды во многом зависит от опыта ее членов, но не менее важен опыт команды как единого целого.

Многие западные фирмы используют следующий опыт: создают временную профессиональную команду для решения конкретной проблемы. Однако, если команда оказалась успешной и успела сплотиться – ее не расформировывают. Эффективный организм разрушать – это не по-хозяйски. Такой команде подбирают новые задачи, и она перестает быть временной.

Национальный состав команды важен для международных компаний и межнациональных корпораций (МНК).

Наиболее частый случай: МНК открывает дочернюю фирму в какой-то стране. Профилем профессиональной деятельности является что-то достаточно новое для страны пребывания. Своих высококвалифицированных специалистов в стране просто нет. В этом случае межнациональная команда – буквально спасение. В ней будут работать вместе зарубежные специалисты из головной компании рука об руку с работниками дочерней фирмы страны пребывания. Это эффективный путь подготовки местных квалифицированных специалистов. Через некоторое время численность специалистов из головной страны (весьма дорогих!) можно будет существенно сократить. Постепенно местные кадры будут заменять иностранцев.

В межнациональных командах может возникнуть специфическая проблема - межнациональные трения. Совместимость в профессиональной деятельности представителей различных культур должна быть внимательно исследована при формировании команды. Как правило, с представителями разных наций следует провести предварительную работу. Их необходимо изучить на предмет отношения к другой конкретной нации. После отбора тех, кто не имеет предубеждений, с ними следует провести определенную учебу о межнациональных отношениях вообще, и профессиональных в частности.

Однако сам переход фирмы на командную форму организации труда вовсе не означает автоматическое решение всех вопросов. Сами команды могут столкнуться с внутренними проблемами, которые способны существенно снизить эффективность их работы.

Командные проблемы – это те трудности и недостатки, которые могут возникнуть в ходе формирования или деятельности команд. Основными из возможных проблем являются: неадекватный руководитель, некачественный подбор состава, неудовлетворительный психологический климат в команде или вокруг нее.

Неадекватный руководитель отличается тем, что не способен организовать выполнение стоящей перед командой задачи. Кроме того, руководитель может не иметь достаточного личного авторитета, чтобы быть лидером команды.

Некачественный подбор команды означает, что по своему составу она не может квалифицированно выполнить стоящие перед ней задачи. То есть, при формировании команды были допущены кадровые ошибки, которые сделали ее профессионально не эффективной.

Неудовлетворительный психологический климат связан с проблемой внутренней совместимости, системой стимулирования-мотивации, осознания и принятия целей и задач команды.

Вне команды могут возникнуть неконструктивные отношения с другими подразделениями фирмы. Это также может резко снизить эффективность команды.

В любом случае те менеджеры, которые формируют команду и курируют ее деятельность, должны внимательно следить как за характеристиками, так и за проблемами, которые влияют на профессиональную деятельность команды.

2. Неформальное общение является вторым, после профессионально-командного, социальным процессом в организации. Неформальное неофициальное общение – это взаимодействие людей на основе личных симпатий и предпочтений.

В неформальном общении имеются свои особенности. Основные из них следующие:

1 тесные личные контакты благодаря положительным взаимоотношениям;

2 приятная атмосфера общения вследствие взаимных симпатий;

4 возникновение неписанных правил и традиций в группах неформального общения.

В отличие от профессиональных бригад, групп и даже команд, степень доверительности и сплоченности, уровень взаимовлияния в неформальных группах значительно выше. Это связано со свободным выбором входящих в них людей.

Многие теоретики менеджмента, в частности Ч.Бернард , выделяют ряд положительных аспектов неформальных групп с точки зрения их полезности для профессиональной деятельности. Основные из этих аспектов таковы:

1 передача информации в неформальных группах происходит быстрее, точнее. эмоциональнее;

2 неформальная группа может активно способствовать сплочению профессиональной команды;

3 неформальная группа помогает полнее удовлетворить индивидуальные и социальные потребности сотрудников в приятном общении и профессиональном творчестве.

Сами неформальные группы могут иметь несколько разновидностей. В теории менеджмента их образно называют так: «группы влияния», «группы ожидания» и «группы симпатий».

Группы влияния – это коллективные лидеры. Они влияют на общественное мнение в организации и на поведение работников. Их авторитет в коллективе достаточно высок, поэтому с их групповым мнением считаются и остальные сотрудники.

Группы ожидания не обладают лидерскими свойствами и четко обозначенным мнением по различным вопросам. Их реакции на важные события в коллективе вторичны. Они сначала ждут выражения общеколлективного общественного мнения, а затем присоединяются к большинству.

Группы симпатий больше реагируют на людей, нежели на события. Они могут проявлять либо участие и понимание, либо равнодушие и невнимание, либо антипатию и неприязнь к тому или иному человеку или группе людей. Поэтому мнение такой группы весьма субъективно.

Любое внешнее событие в группе симпатий оценивается через призму отношения к действующим лицам. Если к какому-то человеку отношение положительное, то практически любой, даже отрицательный его поступок будет оправдан или хотя бы понят групповым мнением.

3. Коммуникации как обмен информацией представляют собой третий социальный процесс в организации. Циркулирование информации является основой для соответствующей профессиональной деятельности и принятия решений. Если коммуникации неадекватны, информация оказывается неполной либо искаженной, что резко отрицательно сказывается на деятельности организации.

Коммуникации имеют разные виды . Основные из них – вертикальные и горизонтальные. Вертикальные коммуникации, в свою очередь, делятся на нисходящие (приказы, распоряжения, инструкции) и восходящие (отчеты, справки, предложения, жалобы).

Горизонтальные коммуникации делятся на официальные (обмен профессиональной информацией) и неформальные (обмен личными мнениями).

Особую роль в социальных процессах в организации играет проводимая топ-менеджментом коммуникативная политика. Различают четыре основных вида такой политики.

1. Политика открытых дверей.

В этом случае руководители организации доступны для ее членов. Не составляет особого труда попасть к руководителю с предложениями или жалобами. Для приема по деловым и личным вопросам у руководителей установлено определенное время, которое четко соблюдается. Вся профессиональная или управленческая информация открыта для сотрудников (кроме коммерческих секретов).

2. Некабинетное управление.

Руководители значительную часть времени проводят не в своих кабинетах, а на рабочих местах. Они посещают подразделения, общаются с сотрудниками непосредственно на участках, в цехах и отделах. Даже часть деловых совещаний и заседаний проводится в подразделениях, а не в центральном офисе организации.

3. Информирование.

Это инициирование менеджментом коммуникации упреждающего характера. Руководители заранее информируют исполнителей о планах и задачах организации, а также о путях и способах решения задач.

Для реализации таких коммуникаций руководители регулярно встречаются с персоналом, проводят деловые совещания и заседания. Вся важная информация поступает сверху вниз «из первых уст», а не через посредников или по слухам. Такая коммуникативная политика позволяет обеспечивать персонал полной и точной профессиональной информацией.

4. Реагирование.

Данные коммуникации связаны со способом «реактивного управления». При этом управленческие решения являются следствием. Они принимаются как реакция на те или иные события. Движение информации сверху вниз является ответным, вызванным предшествующим коммуникационным возмущением.

Реагирование происходит в ответ на изменение ситуации, либо на предложения и инновации, либо на обращения и жалобы. Менеджмент выступает не инициатором коммуникаций, а своеобразным ведомым.

Коммуникативное реагирование и реактивное управление в теории менеджмента образно называют «поведением лягушки». Учуяв опасность, она резко прыгает в противоположную сторону. Новая опасность, реальная или мнимая, заставляет ее делать новый прыжок. Направление движения при этом может постоянно изменяться.

Безусловно, более прогрессивной является активная. а не пассивная коммуникативная политика. Более того, недостаток информации неизбежно порождает слухи. Чаще всего они бывают негативными. Это отрицательно сказывается на социальных процессах в организации.


Похожая информация.


Термин «команда» применительно к людям в бизнесе вошел в наш язык относительно недавно - в середине 1980-ых годов. Долгое время в том же значении использовалось слово «коллектив» (а точнее «трудовой коллектив»). Сегодня мы отчетливо слышим разницу между словами «командный» и «коллективный».

Команда - это больше, чем коллектив, это, так сказать, «коллектив +». На поиск (или создание) этого «плюса» и направлено большинство усилий по улучшению командного взаимодействия. В каких случаях задача улучшения работы в команде стоит наиболее остро?

  • Формирование команды «с нуля» (подбирается новая команда).
  • Смена части команды (при слияниях, объединениях, крупных кадровых перестановках).
  • Серьезный неуспех (в т.ч. переживание последствий глобального экономического кризиса).
  • Испытание успехом.

Именно в этих случаях, как показывает опыт, работа с командой должна войти в число Ваших главных приоритетов. Но даже если описанные ситуации «не про Вас», рекомендуем дочитать этот текст до конца. Просто потому, что нет таких команд, которые не могли бы работать более эффективно. Иначе зачем действующие чемпионы тратили бы столько времени и сил на тренировки, приобретение лучших игроков и выработку новых сценариев взаимодействия? Вот несколько шагов, которые помогут Вам решить задачу улучшения взаимодействия в команде.

Шаг 1. Согласуйте образ результата

Формулировка «улучшение командного взаимодействия» - это черный ящик, в котором что только не прячут. Поэтому, прежде чем браться за эту задачу, нужно как можно более четко сформулировать образ результата - как Вы поймете, что команда построена и взаимодействие улучшилось? Что будет для Вас тем самым «плюсом»? При оценке эффективности командного взаимодействия мы рекомендуем ориентироваться на следующие критерии:

В области целеполагания:

  • Единое понимание целей: все члены команды знают цели, которые перед ними стоят, и одинаково их понимают; в работе ориентируются на общие, а не индивидуальные цели.

В области взаимодействия:

  • Принятие решений: решения принимаются взвешенно и вовремя (без проволочек).
  • Развита коммуникация: члены команды активно коммуницируют между собой, при этом взаимодействие не является формальным.

В области правил командной работы:

  • Согласованы правила: команда договорилась о правилах командной работы, все члены команды их знают и принимают.
  • Распределены роли: команда сформирована с учетом способностей людей выполнять ту или иную командную роль, нет дублирующихся и/или «провисающих» функций.
  • Есть лидер: в команде есть признаваемый лидер, способный эффективно организовать взаимодействие и контролировать соблюдение правил работы.

В области навыков и установок:

  • Кооперативная установка: члены команды успешно кооперируются для достижения общих целей, не перекладывают ответственность друг на друга, в сложных ситуациях не «ищут крайнего».
  • Установка на ценность различий: члены команды ценят индивидуальные особенности друг друга и умеют их капитализировать, нет попыток «причесать всех под одну гребенку».
  • Способность разрешать конфликты: команда успешно выходит из конфликтных ситуаций, в спорных вопросах члены команды проявляют готовность договариваться.

Шаг 2. Спланируйте усилия

Одна из главных ошибок, которую компании совершают при построении команды - непоследовательность усилий. Чаще всего ситуация выглядит так: загорелись, сделали первые шаги (например, провели какое-то командообразующее мероприятие) и бросили. Такой подход очень редко приводит к хорошему результату: строить команду, как и семейную жизнь, набегами очень сложно. Все действия по созданию команды должны быть последовательными и регулярными.

При построении команды мы рекомендуем придерживаться следующей последовательности действий: в первую очередь договориться о целях, способах коммуникации и принятия решений, на следующем шаге согласовать и закрепить правила командной работы, и в качестве заключительного «аккорда» - помочь людям развить навыки, которые позволят эти цели и правила реализовать.

Шаг 3. Создайте программу действий

Работа по построению команды может осуществляться двумя способами:

  • Через специальные мероприятия, которые могут быть как коллективными (командообразующие сессии, конференции и т.п.), так и индивидуальными (например, коучинг).
  • В ходе повседневной рабочей деятельности (на совещаниях, в дискуссиях, обратных связях и т.п.).

Отметим, что только специальных мероприятий для формирования команды недостаточно! Очень важно, чтобы на фоне реальной рабочей деятельности реализовывалось и отрабатывалось все то, что было заложено на командообразующих сессиях или конференциях. Построить команду за 1,5 часа (и даже за 1,5 дня) невозможно - какой бы дорогой тимбилдинг Вы не заказали и какой бы распиаренный тренер его не проводил. Построение команды - это долгосрочный процесс, большая часть которого проходит в неявной форме - в ежедневном общении, в процессе выполнения конкретных рабочих задач.

Шаг 4. Транслируйте правила вниз

Если речь идет о работе команды топ-менеджеров, отдельно необходимо позаботиться о трансляции новых принципов командного взаимодействия вниз по вертикальной структуре. Иными словами, каждый руководитель должен стремиться к тому, чтобы его подчиненные в своей деятельности ориентировались на те же принципы командной работы, что и члены топ-команды. В противном случае усилия по формированию топ-менеджрской команды не принесут ожидаемого результата: взаимодействие в организации будет оставаться сложным и медленным до тех пор, пока вопрос не эскалируется на самый верх (где только и создана команда).

Шаг 5. Распределите роли

Когда речь заходит об улучшении командного взаимодействия, все обычно вспоминают о необходимости правильного распределения ролей в команде. Во многом это связано с тем, что теории ролей (например, классификация ролей по Белбину, DISC или «Шесть думающих шляп» Боно) знакомы многим и подкупают своей структурированностью, законченностью и грамотной «упаковкой». В действительности проблема распределения ролей в команде сложнее, чем кажется. Для начала следует различать постоянные и ситуационные роли. Классификация ролей по Белбину - пример постоянных ролей, т.к. в ее основе лежит понимание личностных особенностей человека, которые определяют его сильные и слабые стороны в коммуникации и командной работе (отсюда такие роли, как «организационный лидер», «коммуникатор» и т.д.).

Теория Боно, напротив, представляет собой хороший пример ситуационных ролей - предполагается, что при групповом обсуждении любой участник при необходимости может выступить в любой роли («генератор идей», «критик», «белая ворона»), чтобы сделать работу команды по обсуждению конкретного вопроса максимально продуктивной.

Если речь идет о постоянных ролях, то они, как правило, складываются в команде стихийно, независимо от того, предпринимаете Вы какие-то специальные усилия по их распределению или нет (просто в силу того, что разным людям органично вести себя тем или иным способом). Тем не менее, если Вы видите, что в Вашей команде явно «проседает» какая-то роль (например, не хватает сильного коммуникатора), разумным будет привлечь его в команду или целенаправленно развивать кого-то из действующих членов команды с учетом требований этой роли. Со временем это может дать хороший эффект. Ситуационные роли для большинства современных бизнес-команд - это скорее «изюм на булочке», приятное, но не обязательное дополнение, которым имеет смысл заниматься только в тех случаях, когда все основные проблемы в области командного взаимодействия уже решены. А вот саму «булочку» мы рекомендуем выпекать продуманно и тщательно: понять, как будет выглядеть улучшенная команда, спланировать специальные и рутинные мероприятия и последовательно добиваться цели, реализуя эти мероприятия на практике.

Ключевые слова:

1 -1