Спорт, который известен уже множество десятилетий! Захватывающая история баскетбола. Джеймс нейсмит и изобретение баскетбола Первые правила баскетбола джеймс нейсмит


Доктор Джеймс Найсмит известен во всем мире, как изобретатель баскетбола. Он родился в 1861 году в Рэмсэй (Ramsay) городке, близ Элмонта (Almonte), штат Онтарио, Канада…

Концепция баскетбола у него зародилась, еще в школьные годы, во время игры в “duck-on-a-rock”… Смысл этой популярной, в то время, игры заключался в следующем: подбрасывая один, не большой камень, необходимо было поразить им вершину другого камня, большего по размеру.

После работы Атлетическим Директором Университета McGill Найсмит переходит в YMCA Обучающую Школу в Спрингфилде (Springfield), штата Массачусетс (Massachusetts).

Открытие Джеймса Нейсмита

Баскетбол, пожалуй, единственный из популярных видов спорта, дата и место возникновения которого доподлинно известны. Об этом знаменательном событии написан не один десяток книг, часто с вымышленными подробностями повествующих о первых шагах этого будущего пристрастия миллионов. И тем не менее, имеет смысл хотя бы схематично обозначить основные моменты становления и развития баскетбола, искусственно изобретенной игры, сумевшей за считанные десятилетия завоевать сердца поклонников во всем мире, что само по себе представляется явлением беспрецедентным.

Уже, будучи преподавателем физкультуры, профессором колледжа в Спрингфелде, Джеймс Найсмит столкнулся с проблемой создания игры для зимы штата Массачусетс, периода между соревнованиями по бейсболу и футболу. Найсмит полагал, что в связи с погодой этого времени года, лучшим решением будет изобрести игру для закрытых помещений.

Найсмит хотел создать подвижную игру для студентов Школы Христианских Рабочих, которая предполагала бы не только использование исключительно силы. Он нуждался в игре, которую можно было бы проводить в закрытом помещении в относительно малом пространстве.

И вот, в декабре 1891 года, Джеймс Найсмит представил своему гимнастическому классу в Спрингфилде (YMCA) свое безымянное изобретение.

Меньше чем за час, Джеймс Найсмит, сидя за столом в своем офисе в YMCA сформулировал тринадцать правил игры в баскетбол.

  • 1. Мяч может быть брошен в любом направлении одной или двумя руками
  • 2. По мячу можно бить одной или двумя руками в любом направлении, но ни в коем случае кулаком
  • 3. Игрок не может бегать с мячом. Игрок должен отдать пас или бросить мяч в корзину с той точки, в которой он его поймал, исключение делается для игрока бегущего на хорошей скорости.
  • 4. Мяч должен удерживаться одной или двумя руками. Нельзя использовать для удержания мяча предплечья и тело.
  • 5. В любом случае не допускаются удары, захваты, удержание и толкание противника. Первое нарушение этого правила любым игроком, должно фиксироваться как фол (грязная игра); второй фол дисквалифицирует его, пока не будет забит следующий мяч и если имелось очевидное намерение травмировать игрока, на всю игру. Никакая замена не позволяется.
  • 6. Удар по мячу кулаком - нарушение пунктов правил 2 и 4, наказание описано в пункте 5.
  • 7. Если одна из сторон совершает три фола подряд, они должны фиксироваться как гол, для противников (это значит, что за это время противники не должны совершить ни одного фола).
  • 8. Гол засчитывается, - если брошенный или отскочивший от пола мяч попадает в корзину и остается там. Защищающимся игрокам не позволяется касаться мяча или корзины в момент броска. Если мяч касается края, и противники перемещают корзину, то засчитываться гол.
  • 9. Если мяч уходит в аут (за пределы площадки), то он должен быть выброшен в поле и первым коснувшимся его игроком. В случае спора выбросить мяч в поле, должен судья. Вбрасывающему игроку позволяется удерживать мяч пять секунд. Если он удерживает его дольше, то мяч отдается противнику. Если любая из сторон пытается затягивать время, судья должен дать им фол.
  • 10. Судья должен следить за действиями игроков и за фолами, а также уведомлять рефери, о трех, совершенных подряд фолах. Он наделяется властью дисквалифицировать игроков согласно Правилу 5.
  • 11. Рефери должен следить за мячом и определять, когда мяч находится в игре (в пределах площадки) и когда уходит в аут (за пределы площадки), какая из сторон должна владеть мячом, а также контролировать время. Он должен определять поражение цели, вести запись забитых мячей, а также выполнять любые другие действия, которые обычно выполняются рефери.
  • 12. Игра состоит из двух половин по 15 минут каждая с перерывом в пять минут между ними.
  • 13. Сторона, забросившая больше мячей в этот период времени является победителем.

С течением времени баскетбол изменялся…

Найсмит внимательно следил за развитием спорта, представленным во многих нациях движением YMCA, уже 1893 году.

Впервые на Олимпийских играх баскетбол был представлен в Берлине в 1936 году.

На пике развития игры, Найсмит был принят в Зал Баскетбольной Славы, несмотря на то, что он уже был назван в его честь.

Баскетбол, начиная с Джеймса Найсмита, прошел длинный путь. И сегодня является одним из наиболее популярных спортивных состязаний в мире, чего не было бы возможно без Доктора Джеймса Найсмита, основателя этой великолепной игры.

Зимой 1891 года студенты колледжа Молодежной Христианской Ассоциации из Спрингфилда, штат Массачусетс, просто изнывали от тоски на занятиях физического воспитания, вынужденные выполнять бесконечные гимнастические упражнения, считавшиеся в то время едва ли не единственным средством приобщения молодежи к спорту. Однообразию таких занятий необходимо было срочно положить конец, внести в них свежую струю, которая способна была бы удовлетворить соревновательные потребности сильных и здоровых молодых людей.

Выход из казавшегося тупиковым положения нашел скромный преподаватель колледжа по имени Джеймс Нейсмит. В декабре того же года первая игра была сыграна футбольным мячом, а вместо колец он привязал две корзины из-под персиков к перилам балкона спортивного зала и, разделив восемнадцать студентов на две команды, предложил им игру, смысл которой сводился к тому, чтобы забросить большее количество мячей в корзину соперников. Начало было положено. Мог ли тогда доктор Нейсмит предполагать, какое великое будущее ждет его детище?

Вполне прагматично названная "баскетболом" (basket - корзина, ball - мяч) игра, конечно, лишь отдаленно напоминала то феерическое зрелище, которое известно нам под этим именем сегодня. Ведения мяча не существовало, игроки только перебрасывали его друг другу, стоя на месте, и стремились затем закинуть в корзину, причем исключительно обеими руками снизу или от груди, а после удачного броска один из игроков забирался на приставленную к стене лестницу и извлекал мяч из корзины. С современной точки зрения действия команд показались бы нам вялыми и заторможенными, однако целью доктора Нейсмита было создать игру именно коллективную, в которую можно было бы вовлечь одновременно большое количество участвующих, и этой задаче его изобретение отвечало в полной мере.

Но вскоре, после первой игры, листок с правилами пропал…

А, несколько дней спустя, один из студентов Найсмита, Франк Мэйхон (Frank Mahon), сознался в “преступлении”…

“Я взял их” - сказал Мэйхон своему учителю. “Я знал, что эта игра будет иметь большой успех и я взял их как сувенир. Но сейчас я думаю, они должны принадлежать Вам…”

Уже 12 февраля 1892 года, изучив правила и освоив азы техники, студенты Спрингфилдского колледжа в присутствии ста зрителей провели первый в истории баскетбола "официальный" матч, мирно завершившийся с результатом 2:2. Его успех был настолько оглушительным, а слух о новой игре распространился с такой скоростью, что вскоре две спрингфилдские команды стали проводить показательные встречи, собирая на своих выступлениях сотни зрителей. Их почин подхватили студенты других колледжей, и уже на следующий год весь американский северо-восток был охвачен баскетбольной лихорадкой.

Стихийное образование любительских команд и лиг привело к тому, что студенты стремились заниматься исключительно баскетболом, предпочитая его не только таким традиционным игровым видам, как американский футбол и бейсбол, но и горячо любимой попечителями колледжей гимнастике. Чиновники Молодежной Христианской Ассоциации, вняв жалобам противников нового веяния, не стали закрывать глаза на такое вопиющее попирание основ учебного процесса и практически захлопнули перед баскетболом двери студенческих спортивных залов. Однако их стремление запретить стремительно набиравший популярность новый вид спорта было подобно попыткам вручную остановить разогнавшийся поезд.

Впрочем, в этих запретах при желании можно обнаружить и положительную сторону, ибо именно они спровоцировали проведение первого профессионального баскетбольного матча, то есть матча за деньги. Случилось это в 1896 году, когда команда из Трентона, штат Нью-Джерси, для того, чтобы оплатить аренду зала, вынуждена была продавать билеты на свою игру. Расплатившись по окончании встречи с владельцами помещения, трентонская команда обнаружила, что у нее осталась часть вырученных за билеты денег, которая и была поровну поделена между игроками, сделав каждого из них богаче на 15 долларов...

В 1891 году, в YMCA в Спрингфилде (штат Массачусетс), молодой Канадский преподаватель по имени Джеймс Нэйсмит изобрел простую игру, в которой игрок мог вполне использовать свои физические дарования и воображение. Только более чем через столетие баскетбол взмыл в популярности, имея миллионы поклонников во всем мире и Национальную Баскетбольную Ассоциацию, атлеты которой, кажется, свободны от ограничений гравитации.

Профессор Нэйсмит, преподаватель в Спрингфилдской Школе Ассоциации Молодых Христиан установил направление нового вида спорта, попросив одного из работников школы прибить две корзины для персиков к гимнастическому балкону друг напротив друга. Произошло это 1 декабря 1891 года. Идея этой игры у него зародилась ещё в школьные годы, когда дети играли в старинную игру «duck-on-a-rock». Смысл этой популярной, в то время, игры заключался в следующем: подбрасывая небольшой камень, необходимо было поразить им вершину другого камня, большего по размеру.

Конечно, Нэйсмит не мог предсказать дуэль Майкла Джордана и Доминика Уилкинса за доминирование в воздухе, или предположить современные спортивные дворцы, заполненные тысячами болельщиков, потому что он всего лишь изобрел баскетбол, как вид внутренней деятельности для своих учеников, которые должны были во что-то играть в течение длинной зимы Новой Англии.

Что стало причиной создания игры это необыкновенным учителем? Всё просто. Американский футбол, который был очень распространён в это время был очень грубым и контактным видом спорта. Ученики часто и надолго выбывали из учебного процесса. Директор школы, роль которого умалчивается в этой истории, отдал распоряжение придумать другую игру, которая ликвидировала бы все эти недостатки. В этом плане теория сайт идёт ещё дальше, задумываясь и о роли школьного доктора, который, вероятно, не раз жаловался на травмы у учеников. Кроме того Нэйсмит предполагал, что подъём целей на высоту выдвинет на первый план ловкость и проворство, а не грубую силу. Хотя баскетбол всегда был атлетической игрой, возможности проявить в нём "воздушность" позволили развиться атлетам, которые могли исполнить воздушную акробатику, о которой доктор Нэйсмит мог только мечтать.

Днём рождения баскетбола официально считается 15 января 1892 года. В этот день Нэйсмит опубликовал первые правила баскетбола в школьной газете. Мы не можем сказать, что эта публикация произвела фурор в школе, заставив всех учащихся ринуться на баскетбольную площадку, бросая в кольцо всё, что попало под руку. Но очевидно, что сам Нэйсмит не раз понукал своими подопечными, предлагая им в качестве тренировки именно эту игру. К чему это привело в итоге, мы думаем, уточнять не нужно.

Прежде чем перейти дальше, хотелось бы вспомнить добрым словом еще одного человека. Это некто м-р Стеббинс, сторож вышеупомянутого колледжа. Это он принес две корзины из-под персиков и подвесил их аккуратно на балконах на высоте в 3 метра 5 сантиметров, не изменившейся до сих пор. Он же влезал на стремянку, чтобы достать мяч после удачного броска. Естественно предположить, что ему первому и надоела эта возня, и именно ему пришла в голову мысль отрезать у корзины дно.

1891 - Первый баскетбольный матч
1892 - Публикация первых правил баскетбола из 13 пунктов
1894 - Публикация первых официальных правил баскетбола
1895 - Баскетбол появился в Европе
1896 - Появление первой профессиональной баскетбольной команды - Трентон
1898 - Создание первой профессиональной лиги (НБЛ - Национальная Баскетбольная Лига)
1901 - Правила баскетбола появились в России
1906 - Первый баскетбольный матч в России
1914 - Появление Бостон Селтикс

Фотолента событий:

Джеймс Нейсмит был очень хорошим преподавателем физической культуры. Он не просто давал привычные упражнения, но думал, как можно улучшить процесс физического воспитания игроков.

В числе непосредственных предшественников баскетбола нередко называют распространенную в XIX веке в некоторых странах детскую игру "утка на скале", с которой был хорошо знаком Джеймс Нейсмит: подбрасывая небольшой камень, играющий должен был поразить им вершину другого, более крупного по размеру, камня. По утверждению биографов Нейсмита, именно в момент игры в "утку на скале" в голове юного Джеймса зародилась в общих чертах "концепция баскетбола". Игра окончательно созрела, когда доктор Нейсмит стал преподавать анатомию и физкультуру в Международном тренировочном колледже молодежи YMCA в городке Спрингфилд (штат Массачусетс). Нейсмит заметил, что студентам зимние занятия гимнастикой в зале кажутся слишком однообразными, и решил занять их какой-нибудь новой подвижной игрой на ловкость и координацию, которую можно было бы проводить в закрытом помещении - причем относительно небольшом по своим размерам. В разных концах спортивного зала к балкону, опоясывавшему его по периметру, прикрепили две корзины (по-английски "basket", отсюда и название новой игры) из-под фруктов (высота от пола до края балкона оказалась равной 3 м 5 см, отсюда стандарт, который выдерживается по сей день на всех баскетбольных площадках мира). Студентам надо было попасть мячом в корзину. Так родился баскетбол.

Первый официально зарегистрированный баскетбольный матч состоялся в декабре 1891. Проходил он не совсем привычно для нас. Так, в командах Нейсмита было по 9 человек (доктор просто разделил группу своих студентов поровну), а играли они футбольным мячом.

Весть о новой спортивной игре облетела всю Америку, и вскоре в колледж, где преподавал Нейсмит, стало приходить множество писем, авторы которых просили прислать им правила игры.

В 1892 была опубликована первая Книга правил игры в баскетбол., содержавшая 13 пунктов, многие из которых действуют по сей день. Хотя кое в чем "правила Нейсмита" отличаются от современных. В России первый матч был проведён в 1906 в Санкт-Петербурге.

Личная жизнь

Нэйсмит женился в 1894 на Мод Шерман. У них было пятеро детей. Нэйсмит получил высшее медицинское образование.

13 правил баскетбола (сформулированные Джеймсом Нэйсмитом)

Мяч может быть брошен в любом направлении одной или двумя руками.

Лучшие дня

По мячу можно бить одной или двумя руками в любом направлении, но ни в коем случае кулаком.

Игрок не может бегать за мячом. Игрок должен отдать пас или бросить мяч в корзину с той точки, в которой он его поймал, исключение делается для игрока бегущего на большой скорости.

Мяч должен удерживаться одной или двумя руками. Нельзя использовать для удержания мяча предплечья и тело.

В любом случае не допускаются удары, захваты, удержание и толкание противника. Первое нарушение этого правила любым игроком, должно фиксироваться как фол; второй фол дисквалифицирует его, пока не будет забит следующий мяч, и если имелось очевидное намерение травмировать игрока - то дискавалификация на всю игру. При этом не позволяется заменять дисквалифицированного игрока.

Удар по мячу кулаком - нарушение пунктов правил 2 и 4, наказание описано в пункте 5.

Если любая из сторон совершает три фола подряд, то фиксируется гол для ее противника (это значит, что за это время противник не должен совершить ни одного фола).

Гол засчитывается, если брошенный или отскочивший от пола мяч попадает в корзину и остаётся там. Защищающимся игрокам не позволяется касаться мяча или корзины в момент броска. Если мяч касается края и противники перемещают корзину, то засчитывается гол.

Если мяч уходит за пределы площадки, то он должен быть выброшен в поле и первым коснувшимся его игроком. В случае спора выбросить мяч в поле, должен судья. Вбрасывающему игроку позволяется удерживать мяч пять секунд. Если он удерживает его дольше, то мяч отдаётся противнику. Если любая из сторон пытается затягивать время, судья должен дать им фол.

Судья должен следить за действиями игроков и за фолами, а также уведомлять рефери, о трёх, совершённых подряд фолах. Он наделяется властью дисквалифицировать игроков согласно правилу 5.

Рефери должен следить за мячом и определять, когда мяч находится в игре (в пределах площадки) и когда уходит в аут (за пределы площадки), какая из сторон должна владеть мячом, а также выполнять любые другие действия, которые обычно выполняют рефери.

Игра состоит из двух половин по 15 минут каждая с перерывом в 5 минут между ними.

Сторона, забросившая больше мячей за этот период времени является победителем.

Джеймс Нейсмит
James Naismith
Дата рождения 6 ноября (1861-11-06 )
Место рождения
  • Almonte [d] , Миссисипи-Миллс , Lanark County [d] , Онтарио , Канада
Дата смерти 28 ноября (1939-11-28 ) (78 лет)
Место смерти
  • Лоуренс , Канзас , США
Страна
Род деятельности изобретатель , баскетбольный тренер , писатель , клирик , врач
Награды и премии
Медиафайлы на Викискладе

Нейсмит работал преподавателем физического воспитания Спрингфилдской международной тренировочной школы в США . В поисках увеличения физических нагрузок студентов в зимнее время он придумал подобную игру с мячом в зале.

Образование

Нейсмит родился в 1861 году в посёлке Рэмси (англ. Ramsay Township , позднее вошедшем в состав г. Олмонт (Онтарио) , ныне Миссисипи-Миллс). В 1883 году окончил среднюю школу города Олмонт (англ. Almonte High School ).

Первый официально зарегистрированный баскетбольный матч состоялся в декабре 1891 года. Проходил он не совсем привычно для нас. Так, в командах Нейсмита было по 9 человек (доктор просто разделил группу своих студентов поровну), а играли они футбольным мячом .

Весть о новой спортивной игре облетела всю Америку , и вскоре в колледж, где преподавал Нейсмит, стало приходить множество писем, авторы которых просили прислать им правила игры.

15 января 1892 года Джеймс Нейсмит впервые опубликовал правила баскетбола в газете «Треугольник», издававшейся в колледже «Спрингфилда». В 1892 была опубликована первая Книга правил игры в баскетбол , содержавшая 13 пунктов, многие из которых действуют по сей день. Хотя кое в чем «правила Нейсмита» отличаются от современных.

  • Игрок не может бегать с мячом. Игрок должен бросить мяч из той точки, в которой он его поймал, исключение делается для игрока бегущего на большой скорости.
  • Мяч нужно держать кистями. Нельзя использовать для удержания мяча предплечья и тело.
  • В любом случае не допускаются удары, захваты, удержание и толкание противника. Первое нарушение этого правила любым игроком должно фиксироваться как фол; второй фол дисквалифицирует его, пока не будет забит следующий мяч, и если имелось очевидное намерение травмировать игрока - то дисквалификация на всю игру. При этом не позволяется заменять дисквалифицированного игрока.
  • Удар по мячу кулаком - нарушение пунктов правил 2 и 4, наказание описано в пункте 5.
  • Если любая из сторон совершает три фола подряд, то фиксируется гол для её противника (это значит, что за это время противник не должен совершить ни одного фола).
  • Гол засчитывается, если брошенный или отскочивший от пола мяч попадает в корзину и остаётся там. Защищающимся игрокам не позволяется касаться мяча или корзины в момент броска. Если мяч касается края и противники перемещают корзину, то засчитывается гол.
  • Если мяч уходит за пределы площадки, то он должен быть вброшен на поле первым коснувшимся его игроком. В случае спора вбросить мяч в поле должен судья. Вбрасывающему игроку позволяется удерживать мяч пять секунд. Если он удерживает его дольше, то мяч отдаётся противнику. Если любая из сторон пытается затягивать время, судья должен дать им фол.
  • Судья должен следить за действиями игроков и за фолами, а также уведомлять рефери о трёх совершённых подряд фолах. Он наделяется властью дисквалифицировать игроков согласно правилу 5.
  • Рефери должен следить за мячом и определять, когда мяч находится в игре (в пределах площадки) и когда уходит в аут (за пределы площадки), какая из сторон должна владеть мячом, а также выполнять любые другие действия, которые обычно выполняют рефери.
  • «Джеймс , иди домой обедать», — кричала в окно своего обветшалого домика Маргарет Нейсмит , шотландская эмигрантка, приехавшая в Канаду в поисках новой жизни.

    «Ма, сейчас, вот только в утку на скале доиграю и прибегу», — отвечал 5-летний мальчишка, понимавший, что если в течение десяти минут своим камнем не собьёт располагавшийся на небольшом возвышении другой камень, то получит серьёзную взбучку от своего шотландского отца Джона , который был на добрых 19 лет старше матери и уже приложился к своему излюбленному виски.

    Джеймс частенько выигрывал в игру «утка на скале». Его секрет заключался в том, что, в отличие от остальных мальчишек, которые кидали свой камень на силу, пытаясь так попасть в цель, чтобы сбить её, Нейсмит метал свой камень по очень высокой траектории, как бы набрасывая его. Таким образом, ему было легче целиться, и он чаще оказывался победителем. Парнишка тогда ещё не знал, насколько важное открытие он сделал, когда ещё не умел ни писать, ни даже читать.

    Береги уши

    Статуя Джеймса Нейсмита в Зале славы баскетбола. Спрингфилд, США. Фото: Commons.wikimedia.org / randomduck

    Вскоре его родители умерли, оставив Джеймса сиротой. С тех пор практически всю свою осмысленную часть жизни Нейсмит провёл под попечением тёти и дяди — частая история для середины XIX века в Канаде.

    Он посещал школу, но не показывал особых успехов в учёбе. Часто прогуливая занятия, Джеймс играл в утку на скале, которую уже тогда называли средневековой игрой. Чуть повзрослев, он пристрастился к спорту — уж больно нравился ему соревновательный момент.

    В старшей школе городка Олмонт, что в провинции Онтарио, а позже и в старейшем и лучшем высшем учебном заведении страны, Университете МакГилла в Монреале, он увлекался гимнастикой, европейским футболом, который только начал получать признание в Северной Америке, лакроссом и, конечно же, канадским футболом, произошедшим от регби и так похожим на американский футбол, но лишь немного отличающимся в нюансах игры.

    Уже тогда Нейсмит стал новатором и предопределил развитие канадского футбола. Он был первым, кто начал использовать шлем для игры в канадский футбол. Подверженный травмам головы футболист, который играл в центре, чтобы оберечь свои переломанные уши, смастерил для себя шлем. Использовать его было не запрещено, но и обязательным элементом экипировки он, конечно, не являлся. Уже несколько лет спустя все игроки были облачены в защитные шлемы, а ещё через некоторое время этот атрибут стал обязательным, и без него игроков не допускали на площадку.

    Утка на скале

    В 1888 году он окончил Университет МакГилла со степенью бакалавра в области физического воспитания. А через два года получил диплом магистра в этой же области в Пресвитерианском колледже Монреаля. Год спустя он стал первым в истории Университета МакГилла «директором по атлетике», считай, преподавателем физкультуры. Но в скором времени покинул свою альма матер и отправился в США, чтобы стать физруком в Торговой школе Юношеской христианской ассоциации в городе Спрингфилд в штате Массачусетс.

    В 1891 году хоккей ещё не был так популярен в США, поэтому Нейсмиту необходимо было чем-то развлекать своих подопечных, оказавшихся весьма непослушными и не поддающимися контролю. Пытаться заставить их выполнять скучные гимнастические упражнения в закрытом помещении на протяжении долгой и морозной зимы, которая типична для Новой Англии, было практически невозможным.

    Поняв, что дело попахивает керосином, директор школы дал Джеймсу Нейсмиту задачу — изобрести весёлую и подвижную игру, которая развивала бы студентов физически, требовала отличной координации и была бы интересна для ребят. Одним из основных требований к игре были скромные запросы с точки зрения места — она должна была подходить для небольшого зала, который ранее служил для стандартных гимнастических упражнений. Кроме того, игра должна быть безопасна, чтобы не пострадало ни школьное имущество, ни ученики. На всё про всё у Нейсмита было около двух недель.

    Рождение баскетбола

    Пришлось включать смекалку. Проанализировав популярные на тот момент канадский и европейский варианты футбола, лакросс, регби и бейсбол, Джеймс пришёл к выводу, что самым безопасным для игры станет круглый и относительно мягкий мяч из европейского футбола. Оставалось придумать, как сделать так, чтобы игроки не носились с ним по комнате, как угорелые. Поэтому в первых правилах игры от Джеймса Нейсмита с мячом бегать было запрещено — его можно было только передавать — делать пасы.

    Ещё одним источником травм могла стать атака на ворота — Джеймс опасался стандартной кучи-малы. Он решил проблему остроумно и элегантно. Ворота были помещены в недосягаемую для игроков зону — на три метра от паркета зала. Попадать круглым мячом в широкие ворота было бы слишком легко, поэтому Джеймс решил в качестве ворот использовать корзинки из-под персиков. Он расположил их вертикально, так, чтобы мяч в них можно было забросить только по высокой дуге, так, как он в своё время сбивал цель своим камнем в игре «утка на скале».

    Эта же корзина из-под персиков, которая по-английски произносится как «баскет», и дала название новому виду спорта — «Баскет Бол», которое потом сменилось на привычное нам «баскетбол».

    Первая игра состоялась декабре 1891 года, спустя месяц после того, как Джеймсу исполнилось 30 лет от роду. Нейсмит в то время ещё и не представлял, какой подарок он сделал не только себе и своим ученикам, но и всему миру. Он бы, наверное, тогда не поверил, что в обычную игру, целью которой было занять учеников в зимний период, будут играть по всей планете, а лучшие спортсмены будут получать десятки миллионов долларов в год за то, что просто попадают в корзину.

    Правила

    • Мяч может быть брошен в любом направлении одной или двумя руками.
    • По мячу можно бить одной или двумя руками в любом направлении, но ни в коем случае кулаком.
    • Игрок не может бегать с мячом. Игрок должен бросить мяч с той точки, в которой он его поймал, исключение делается для игрока, бегущего на большой скорости.
    • Мяч нужно держать кистями. Нельзя использовать для удержания мяча предплечья и тело.
    • В любом случае не допускаются удары, захваты, удержание и толкание противника. Первое нарушение этого правила любым игроком должно фиксироваться как фол; второй фол дисквалифицирует его, пока не будет забит следующий мяч, и если имелось очевидное намерение травмировать игрока — то дисквалификация на всю игру. При этом не позволяется заменять дисквалифицированного игрока.
    • Удар по мячу кулаком — нарушение пунктов правил 2 и 4, наказание описано в пункте 5.
    • Если любая из сторон совершает три фола подряд, то фиксируется гол для её противника (это значит, что за это время противник не должен совершить ни одного фола).
    • Гол засчитывается, если брошенный или отскочивший от пола мяч попадает в корзину и остаётся там. Защищающимся игрокам не позволяется касаться мяча или корзины в момент броска.
    • Если мяч касается края и противники перемещают корзину, то засчитывается гол. Если мяч уходит за пределы площадки, то он должен быть вброшен в поле первым коснувшимся его игроком. В случае спора вбросить мяч в поле должен судья. Вбрасывающему игроку позволяется удерживать мяч пять секунд. Если он удерживает его дольше, то мяч отдаётся противнику. Если любая из сторон пытается затягивать время, судья должен дать им фол.
    • Судья должен следить за действиями игроков и за фолами, а также уведомлять рефери о трёх совершённых подряд фолах. Он наделяется властью дисквалифицировать игроков согласно правилу 5.
    • Рефери должен следить за мячом и определять, когда мяч находится в игре (в пределах площадки) и когда уходит в аут (за пределы площадки), какая из сторон должна владеть мячом, а также выполнять любые другие действия, которые обычно выполняют рефери.
    • Игра состоит из двух половин по 15 минут каждая с перерывом в 5 минут между ними.
    • Сторона, забросившая больше мячей за этот период времени, является победителем.

    Всего шесть лет спустя прошло уже национальное первенство между высшими учебными заведениями Юношеской христианской организации, которая внесла неоценимый вклад в развитие баскетбола сначала в США, а потом и во всём мире.

    О грандиозном успехе изобретения Нейсмита говорит хотя бы тот факт, что в России, считай, на другом конце света, первый официальный баскетбольный мат прошёл уже в 1906 году — всего через пятнадцать лет после первого в истории матча, состоявшегося в США. О таком не мог мечтать в своё время ни футбол, ни, тем более, хоккей.

    От физрука до главного тренера

    В 1899 году Нейсмиту предложили стать директором кафедры физической культуры в Университете Канзаса. Одновременно была запущена и программа развития баскетбола, а Джеймс стал первым в истории главным тренером университетской команды.

    Канзас — родина университетского баскетбола США, самой старой и одной из самых успешных баскетбольных команд в Соединённых Штатах.

    В качестве наставника баскетбольной команды он проработал девять полных сезонов, вплоть до 1907 года, когда оставил эту позицию, чтобы сосредоточиться на работе в университете. С того времени до 1937 года он оставался сотрудником Университета Канзаса. В этом году в возрасте 75-ти лет он ушёл на заслуженный отдых. А два года спустя, в 1939 году, он скончался от кровоизлияния в мозг. После себя Нейсмит оставил пятерых детей — троих сыновей и двух дочерей — и главное своё детище — баскетбол. Без него мы бы, возможно, не знали ни Майкла Джордана , ни Шакила О’Нила , ни Андрея Кириленко .

    В 2010 году первая копия 13-ти правил баскетбола, написанных Джеймсом Нейсмитом, была продана на аукционе «Сотби» за 4,3 миллиона долларов. Невероятно, но факт: изобретатель баскетбола оказался весьма посредственным тренером. Он — единственный наставник университетской команды Канзаса, у которого количество поражений перевешивает число побед — 60 против 55. Все остальные — в плюсе.