Памятка для родителей о проведении артикуляционной гимнастики. Памятка для родителей
Подготовила Учитель – логопед Витенко Ольга Константиновна С/п «Детский сад «Надежда» группа «Солнышко»
Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Образовательные результаты: родители обучатся приемам проведения артикуляционной гимнастики, упражнений, получат рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики в домашних условиях, смогут дома помогать своим детям.
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребёнка приобретается благодаря совместным усилиям родителей и педагогов. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков. Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.
1.
Старайтесь проводить артикуляционную гимнастику ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут.
2.
Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
3
.
Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
4.
Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
5.
Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
6.
Следует следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
7.
Для того чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, можно намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений желательно творчески.
- Печать
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ
АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
Цель артикуляционной гимнастики
- выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Организация проведения артикуляционной гимнастики
1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
2. Взрослый показывает выполнение упражнения.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).
5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.
Памятка для родителей «Артикуляционная гимнастика»
МАДОУ № 3 «Морозко», учитель-логопед
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.
Чтобы малыш научился произносить сложные звуки ([с], [з], [ш], [ж], [л], [р]), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.
Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребенку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)?
Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.
Каждое упражнение повторяется 5-10 раз.
Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.
К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.
Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду .
«Лягушка» («Улыбочка») Улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять» (или «десять» затем вернуть губы в исходное |
|
«Слон» («Дудочка») Сомкнутые губы вытянуть вперёд и удерживать в таком положении до счёта «пять» (или «десять» затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза. |
|
«Расчёска» Улыбнуться, закусить язык зубами. «Протаскивать» язык между зубами вперёд-назад, как бы «причёсывая» его. |
|
«Часики» Улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторить 5-10 раз. |
|
«Футбол» Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались «мячики» |
|
«Качели» Улыбнуться, открыть широко рот, на счёт «раз» - опустить кончик языка за нижние зубы, на счёт «два» - поднять язык за верхние зубы. Повторить 4-5 раз. |
|
«Индюк» Улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх, двигать языком по верхней губе вперёд-назад, произнося: была-была-была... |
«Месим тесто» Улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами - та-та-та...; пошлёпать язык губами - пя-пя-пя...; закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием. |
|
«Блинчик» Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счёт взрослого до пяти; потом до десяти. |
|
«Вкусное варенье» Улыбнуться, открыть рот; не закрывая рот, облизывать языком верхнюю губу в направлении сверху-вниз; нижней губой стараться язык не поддерживать. Повторить 4-5 раз. |
|
«Чашечка» Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы бока язычка были загнуты в виде чашечки (чтобы чай не пролился). Стараться не поддерживать язык нижней губой. Удерживать язык в таком положении под счёт до пяти, потом до десяти. Повторить 3-4 раза. |
|
«Чистим зубки» Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка сильно «почистить» за нижними зубами (влево - вправо) под счёт взрослого (7-8 раз). Затем поднять язычок вверх и почистить за верхними зубами (рот при этом широко открыт). Повторить 8-10 раз. |
|
«Киска сердится» Улыбнуться, окрыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы, «спинку» выгнуть, а боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счёт до восьми, потом до десяти. |
|
Улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки (альвеолы) за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении под счёт до восьми; потом до десяти. Опустить язык и повторить упражнение 2-3 раза. |
|
Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до горла и обратно. Выполнять медленно, под счёт до восьми. |
|
«Лошадка» |
|
«Грибок» Улыбнуться, открыть рот, «приклеить» (присосать) язык к нёбу. Следить, чтобы при этом рот был широко открыт. Если не получается сразу «приклеить» язычок к нёбу, предложите ребёнку медленно пощёлкать языком. Пусть малыш почувствует, как язычок «присасывается» к нёбу» |
|
Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой «ударять» по бугоркам (альвеолам) за верхними зубами и произносить звуки: д-д-д. |
|
«Гармошка» Улыбнуться, широко открыть рот, сделать «Грибок», Не отпуская язык, сильно опустить нижнюю челюсть, закрыть рот и опять широко открыть, не меняя положения языка. Повторить 4-5 раз. |
Оксана Кадыкова
Памятка для родителей «Методика проведения артикуляционной гимнастики»
Методика проведения артикуляционной гимнастики
Для начала давайте определимся что такое артикуляционная гимнастика . Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, которые направлены на укрепление мышц артикуляционного аппарата , развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата , а также умение объединять простые движения в сложные, эти движения необходимы для правильного произнесения звуков.
При систематическом выполнении артикуляционной гимнастики :
Улучшается кровоснабжение артикуляционных органов ;
Уменьшается напряжённость органов артикуляционного аппарата ;
Укрепляются мышцы языка, щёк, губ;
Улучшается подвижность артикуляционных органов ;
Родители должны помнить основные правила выполнения артикуляционной гимнастики :
1. Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно , чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились более прочными.
2. Все упражнения выполняются сидя перед зеркалом, именно в таком положении спина у ребёнка прямая, тело не напряжено. Руки и ноги должны быть в спокойном положении.
3. Работа над развитием артикуляционной моторики должна занимать не менее 5-10 минут.
4. Упражнения выполняются от простых к сложным, проводить их лучше в игровой форме.
5. Из выполняемых двух-трёх упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.
6. Нельзя говорить ребёнку что он делает упражнение неверно,- это может привести к отказу выполнять движение, лучше делать акцент что другие уже получается, а если стараться получится и это упражнение. Выполнение артикуляционных упражнений – это трудная работа для ребёнка. Похвала и поощрение придадут ребёнку уверенность в своих силах и помогут быстрее овладеть тем или иным движением, а значит, быстрее овладеть правильным произношением звуков речи.
Публикации по теме:
Памятка для родителей «Организация познавательно - исследовательской деятельности в домашних условиях» Уважаемые родители, если вы хотите, чтобы ваш ребёнок рос любознательным и учился осознавать процесс своей деятельности, приобретая умение.
РОДИТЕЛЬ - Главный воспитатель, детский сад создан в помощь родителям в решение вопросов воспитания. Вносить плату за детский сад в течение.
Игра для ребенка дошкольного возраста является ведущим видом деятельность. С помощью игры, ребенок в данном возрасте познает мир, учится.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ. 1. Создание благоприятной, доброй семейной атмосферы. Доброта начинается с любви к людям (прежде.
Памятка для родителейЧто такое психические процессы у дошкольников? Психические процессы - одна из групп психических явлений. Психические.
Памятка для родителей «Посеять в детских душах доброту» 1. Ласково, по имени называйте ребенка. 2. Учите с детьми стихи, пословицы о доброте.
Прием в детский сад осуществляется с 7. 00 до 8. 30. Своевременный приход в детский сад – необходимое условие правильной организации воспитательно.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины и т. д., значит можно тренировать и мышцы органов артикуляции. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной. Она помогает укрепить мышцы органов артикуляции и подготовит базу для чистого звукопроизношения.
Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс упражнений, направленных на выработку полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Несомненно, первоначально комплекс артикуляционной гимнастики отрабатывается логопедом, и только после этого - предлагается для занятий дома с родителями, так как заниматься необходимо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Для этого, дорогие родители, Вам необходимо самим научиться выполнять артикуляционную гимнастику правильно! Не удивляйтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у Вас, ведь для их выполнения необходим определённый навык.
Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Для того, чтобы ребёнок нашёл правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намажьте губу вареньем, шоколадом или мёдом в зависимости от того, что любит ваш ребёнок.
Занятия должны проходить в игровой форме, ведь это основная деятельность детей. Можно привлечь любимую игрушку: «Давай покажем зайке, как правильно выполнять гимнастику для язычка». Можно подобрать к каждому упражнению картинку - образ. Картинка служит образцом для подражания какому-либо предмету.
Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений . Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Работа организуется следующим образом .
- Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
- Показывает его выполнение.
- Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом при постановке звуков. В связи с чем, необходимо помнить о том, что тесное взаимодействие логопеда и родителей, систематическое закрепление полученных навыков в домашних условиях значительно сократит время постановки звуков и введения их в речь.
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).
Можно сопровождать гимнастику текстом: сказкой или стихотворением.
Например, сказкой о Веселом язычке.